Старая добрая советская мозаика
Памятники советского искусства продолжают находить в столице. Нужно ли их восстанавливать или же стоит оставить в прошлом?
Фраза о том, что искусство вечно, — красивая формула. Но в разные эпохи популярность приобретаю тодни виды искусства,а другие уходят в тень и иногда вовсе забываются. Этот калейдоскоп — отдельная тема. Не менее интересен вопрос о том, почему забытые виды искусства вдруг переживают второе рождение, будто прикоснулись к живой воде. Именно эти процессы происходят в нашей стране с мозаичным искусством.
В 1960–1980-е годы настоящей бум переживало монументальное искусство, особенным спросом пользовались гигантские панно и мозаики, которыми украшали фасады домов, стены учреждений, стадионов и дворцов культуры. В Строгановском училище готовили мастеров этого направления, и они были нарасхват. Страна ставила перед собой гигантские задачи — и изобразительное искусство должно было соответствовать этим масштабам. Когда строишь коммунизм, недо миниатюр и шкатулок.
С крушением СССР мозаика стали восприниматься как дань идеологии, которая ушла в прошлое. Личное стало важнее общественного. С годами мозаики ветшали и приходили в запустение. Но теперь они переживают второе рождение. По всей стране энтузиасты возрождают старые панно, обнаружив в них непреходящую культурную ценность.
Продолжается реставрация мозаик во Дворце пионеров на Воробьевых горах и Дворце спорта «Москвич» на Волгоградском проспекте. Барабанщики и горнисты, натуралисты и моделисты, пионерские костры и соревнования — отпечаток ушедшей эпохи.
В районе Шаболовки на фасаде жилого дома энтузиасты спасли панно «Достижения СССР», где изображены люди разных профессий, которые строят советское будущее. На Щелковском автовокзале закончилась реставрация панно «Моя Родина» народного художника СССР Юрия Королева, который был директором Третьяковской галереи в сложные годы перестройки. В процессе реконструкции находится еще одна работа Королева — панно на Дворце молодежи на Комсомольском проспекте. Закончилась реставрация грандиозной мозаики на здании издательства «Детская книга» на Сущевском Валу, которое включено в жилой комплекс. Схожая судьба у панно на стадионе Юных пионеров, которое не было уничтожено, но стало яркой деталью жилого комплекса в районе «Динамо». Это панно выполнила Эльвира Жерносек, одна из немногих женщин, которая работала в монументальном жанре.
Неправильно думать, что возрождение интереса к монументальной мозаике ограничено Москвой. Несколько больших панно восстановлено в Норильске на Комсомольском проспекте, что особенно сложно, учитывая климат КрайнегоСевера. В Ростове-на-Дону идет реставрация мозаики на ресторане «Балканы».
В Липецке в подземном переходе восстанавливается мозаика, посвященная истории края. В обоих случаях работы ведутся на добровольные пожертвования, что говорит о востребованности старой доброй советской мозаики. Пусть кто-то объяснит это ностальгией — пожалуйста. Но если советские мозаики будут утеряны, потомки нам этого не простят.