Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге, или О дворянском этикете рассказали в МЗ «Коломенское»
«Петербург — графичный, а Москва — живописная» — такая пословица сложилась среди художников о праздниках и культуре двух столиц. Ноябрь открывает дверь в мир зимних торжеств: высшие чины Москвы и Санкт-Петербурга XIX века готовились к праздникам, которые начинались с Рождества Христова и заканчивались Пасхой. В музее-заповеднике «Коломенское» 1 ноября состоялось открытие выставки «Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге».
Торжественная часть началась с речи Екатерины Ильницкой, заместителя директора музея-заповедника «Коломенское».
— Эта выставка о том, какой интересной может быть зима, и я хочу поздравить нашу команду с ее открытием. Мы знаем, что за организацией экспозиции всегда стоит и команда, и один человек, который все это придумал. Им является Ирина Ефремова, главный научный сотрудник музея-заповедника «Останкино-Кусково».
Экскурсовод рассказала посетителям об экспонатах. В рамках выставки во Дворце Алексея Михайловича представлено около 700 предметов. Их разместили в 12 залах.
— Почему так много предметов и так много залов? Потому что выставка, посвященная традициям XIX века, затрагивает абсолютно все аспекты культуры, — начала свой рассказ о выставке экскурсовод Ирина Ефремова.
Экспозиция охватывает различные аспекты культуры XIX века, в частности, тему этикета, набора правил поведения, которые можно сравнить с дресс-кодом. Правила поведения того времени отражены в костюмах, аксессуарах и литературных источниках. Предметы демонстрируют тонкости общественного модного веяния.
На выставке также представлены книги из библиотеки усадьбы «Архангельская», меню, пригласительные и билеты на благотворительные вечера, художественно оформленные знаменитыми мастерами: Иваном Белебиным, Виктором Васнецовым, Александром Бенуа, Львом Бакстом и другими. На экспозиции также продемонстрировали и забытые предметы, которые сейчас неизвестны.
Рождество и Новый год
Зимний сезон открывается двумя главными праздниками: Рождеством и Новым годом. По этой причине первый зал посвящен именно этим знаменательным датам.
В одном из пространств выставки, посвященных Рождеству и Новому году, представлены изображения, скульптуры ангелов и херувимов, крылатых небесных существ, упоминаемых в Библии. Согласно библейским текстам, херувимы наряду с серафимами находятся в непосредственной близости к Богу и символизируют эти праздники.
Зал оформлен в сине-серебристых цветах, которые традиционно ассоциируются с Рождеством и Новым годом в России. Экспозиция также посвящена церковному этикету, который дополняет и подчеркивает духовное значение зимних традиций. Интересно, что во время служб мужчины должны были находиться в правой части храма, а женщины — в левой.
Правила бала
— В России великолепие драгоценных дамских украшений гармонирует с золотом военных мундиров. Кавалеры, танцуя со своими дамами, не похожи на аптекарских учеников или конторских клерков, — писал французский писатель маркиз Астольф Луи Леонор де Кюстин о свадебном бале великой княгини Российской империи Марии Николаевны.
В центральном зале экспозиции представлена коллекция элегантных костюмов и изящных вееров, каждый из которых отражает великолепие бальной культуры прошлого. Пространство посвящено балам XIX века — ключевому элементу социальной жизни тех времен.
В то время банкеты могли быть самыми разными по масштабу: от величественных императорских до массовых общественных танцевальных вечеров, собирающих до 2-3 тысяч гостей в залах Московского благородного собрания, ныне известного как Дом Союзов. Это здание, расположенное на углу Охотного Ряда и Большой Дмитровки в Москве, является примером архитектуры классицизма конца XVIII века. Оно изначально было усадьбой князя Василия Долгорукова-Крымского.
Для каждого вида бала существовали определенные требования стиля одежды. Например, на маскарадных мероприятиях была особая свобода выбора. Гости появлялись в длинных черных плащах, известных как «домино». Они также надевали маски. Это позволяло легко начать беседу даже с представителями высшего общества.
Веер «Первый бал» заслуживает особого внимания. Его использовали для изящного невербального общения между кавалером и дамой. Он был неотъемлемым атрибутом дебютанток, молодых девушек, которые впервые появлялись в обществе. Согласно этикету, их наряды должны были быть скромными и без роскошных украшений, чтобы подчеркнуть юность и невинность.
Часто бальные наряды представляют в ярких и светлых тонах. XIX век — период, когда в моде был черный цвет. Бальные платья часто украшали темным кружевом, что было стильным и элегантным решением того времени.
Карты и другие настольные игры
В экспозиции одного из залов выставки представлены редкие экспонаты, связанные с играми, занимавшими важную роль в культуре балов. Тогда не все участвовали в танцах. Многие гости отдавали предпочтение разнообразным играм. При этом отказ от активности мог рассматриваться как нарушение этикета. Согласно нормам того времени, все долги, возникшие в результате проигрыша, следовало погашать в течение 14 часов.
Игровые столы из прошлого стали редкостью. Сейчас они в основном находятся в музеях. На выставке можно увидеть различные виды столов: простые для карточных игр, ломберные, которые получили свое название от игры в «ломбер». Она предполагает собой участие трех игроков, где двое играют против третьего. Также экспонируются столы для игры в шахматы, нарды и трик-трак.
Там же представлены гадательные карты мадам Ленорман, знаменитой предсказательницы начала XIX века, которая по легенде предсказала смерть Александра Пушкина.
Окончание зимнего сезона — Пасха
Еще один зал выставки посвящен Пасхе. Там можно увидеть коллекцию пасхальных яиц разных эпох и культур. Среди экспонатов особое внимание привлекли знаменитые яйца Фаберже, которые являются вершиной русского ювелирного искусства.
В рамках экспозиции каждый зал выполнен в определенной стилистике, отражающей эстетику XIX века. Например, Белый зал, оформленный в виде бальной комнаты с зеркальными и хрустальными украшениями, излучает свет и праздничность, символизируя завершение зимы.
Зал, посвященный празднованию Пасхи, был оформлен преимущественно в красных тонах.
Главный символ данного праздника — яйцо — получил особое внимание в экспозиции. Зрителям представили предметы различного происхождения и времени создания. Изначально использовались настоящие яйца, однако с XII века их начали создавать из бумаги, а впоследствии — из драгоценных металлов. Среди них выделялись знаменитые яйца Фаберже, ставшие символом роскоши русского императорского двора и выдающимся образцом прикладного искусства.
Данный проект объединил ведущие культурные институты: музей-заповедник «Коломенское», Государственный архив Российской Федерации, музей-заповедники «Останкино и Кусково», «Архангельское», Государственный музей Александра Пушкина, Музей Василия Тропинина и московских художников его времени, музейное объединение «Музей Москвы», Государственный музей истории Санкт-Петербурга, а также владельцев частных коллекций. Посетить выставку можно самостоятельно до 16 февраля по адресу: проспект Андропова, дом №39.