Заслуженная артистка России Татьяна Белевич: С теплотой вспоминаю родное Царицыно

Заслуженная артистка России, директор Русского духовного театра «Глас» Татьяна Белевич. Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»
Заслуженная артистка России, директор Русского духовного театра «Глас» Татьяна Белевич. Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»

В русском духовном театре «Глас» состоялся творческий вечер директора, заслуженной артистки России Татьяны Белевич, чье детство и юность прошли в Царицыно. Сегодня она поделилась воспоминаниями о молодости и истоками решения, приведшими ее на подмостки.

— Татьяна Георгиевна, поделитесь воспоминаниями о детстве в Южном округе?

— Я жила на Ремесленной — центральной улице Царицына, недалеко от железнодорожной станции. У нас был частный дом. Рядом было болото, куда выходил сад, и к нам часто прилета ли петь кулики. Сейчас там что-то построили, давно уже не была. Помню, как отец зимой прямо с крыльца вставал на охотничьи лыжи широкие и прямо по лугу отправлялся в Царицынский парк. И я за ним.

Мне очень нравилось Царицыно, там были большие холмы. А летом — купание в пруду, там островок был, ромашки росли. Детьми лазили по замкам, искали шпионов. Каталась с подругой на лодке и пела с ней песни на два голоса.

— Насколько я знаю, тот дом сгорел, когда вы были студенткой?

— Да, в январе, во время крещенских морозов, накануне маминого дня рождения, он у нее 21-го числа. А за день до него я шла из института с подарком для нее — флаконом духов. На подходе меня встретили знакомые, взяли под руки и повели к себе. И только когда почти пришли, сказали, что дом наш сгорел. У меня тогда единственный вопрос появился: «А мама жива?»

Ответили, что да. Зашли в дом, там мама сидит, я протягиваю ей духи и говорю: «Ну вот, мама, это первое наше имущество!»

Потом некоторое время скитались: мне дали комнату в общежитии в театральном училище, а мама жила у знакомых.

— А учились вы где?

— В 871-й школе. В ней же учился мой отец. Она была рядом с воинской частью. Там был замечательный педагог Анатолий Дмитриевич, преподавал астрономию. Это был интеллигентный высокий человек, вел драмкружок и постоянно ставил «Горе от ума». Мой отец тоже играл в его постановках вместе с Галиной Кожакиной, которая стала заслуженной артисткой РСФСР. У них был юношеский роман, она провожала папу на фронт. Кстати, отец тоже хотел стать артистом, но после 10-го класса ушел на войну, дошел до Кенигсберга (Калининград), тяжело был контужен.

— И вы тоже играли в «Горе от ума»?

— Мне предлагали роль Софьи, но я отказалась, разложила преподавателю, кто кого может сыграть, и выбрала себе роль Лизоньки.

Спектакль решили ставить во время вечера встречи выпускников, куда пришел и папа. Увидев мою игру, он меня похвалил, сказал, что быть мне актрисой. Потом говорил, что если буду поступать в театральное, то только в Щепкинское.

И даже выбрал мне отрывок из «Воскресения», монолог Катюши Масловой. Но я его не использовала. Папа умер рано, в 42 года, когда мне исполнилось 17 лет.

— Но все-таки поступили?

— Я поступала три года, начинала с девятого класса. Еще школу не окончила, но уже поступала. И главное, что брали в Щукинское, но не было на руках аттестата. А потом взяли сразу на второй курс.

— Но актрисой вы захотели стать именно после театрального кружка?

— Даже раньше. Еще в 12 лет я поступила в школу-студию народного театра ЗИЛ, который возглавлял заслуженный деятель искусств Сергей Штейн. Туда нужно было пройти три тура испытаний. Штейн был режиссером театра «Ленком», у него был прекрасный спектакль «Суджанские мадонны», посвященный переживаниям женщин во время войны.

А ведь недавно Суджа опять подверглась нападению...

— А как вы узнали о студии?

— Увидела афишу, пошла. Надо было прочитать басню. Я выбрала «Лев и ярлык» Сергея Михалкова. После этого выступления меня стали называть Львом. И не потому, что басню выбрала такую. Как потом признавались одноклассники, уже после окончания школы, что назвали из-за характера. Потом конкурсная комиссия попросила спеть.

А все дети, которые участвовали в отборе, пели «Пусть всегда будет солнце». А я объявила, что буду петь песню из кинофильма «Дело было в Пенькове». За роялем сидит мужчина лысенький и предлагает подыграть. Я ответила: «Не надо, обойдусь!»

А про себя думаю: кто здесь Штейн? Увидела, что в первом ряду сидит высокий человек с золотыми зубами, думаю, наверное, он. И начинаю петь. И чувствую, что люди наклоняют головы и смеются. И не заметила, что пою уже под музыку.

Меня взяли в народный театр, где я занималась три года, потом перевели в молодежную группу. Играла в спектаклях «Снежная королева», «Бедность не порок». Много знаменитостей, кроме меня, вышло из этой студии ЗИЛа, например Вера Васильева, Василий Лановой, Алексей Локтев и другие.

Постановки нашего театра ЗИЛ пользовались большой популярностью. В сводной кассе Вахтанговского театра даже продавались билеты на наши спектакли, которые достать было совершенно невозможно.

— Вы с супругом Никитой Астаховым создали русский духовный театр «Глас». Почему?

— У нас судьба не как у нормальных людей. Когда мы создавали театр, были еще действующими актерами, имели сольные авторские постановки. И в период, когда «открыли форточку» и разрешали создавать хозрасчетные организации, мы решили попробовать открыть православный театр. Пришли увольняться из Москонцерта, а начальник отдела кадров удивился: мол, как так, вы у нас первые в очереди на звание. Я тогда удивилась страшно: это что же, очередь на звание у нас, как на холодильник, что ли? Но тогда многие вещи выдавались по очереди. Но мы все равно ушли и создали театр. Хотелось делать настоящие постановки. Первой поставили «Светлое Воскресение», пригласили хоровой коллектив.

— А были интересные случаи?

— В Департаменте культуры был цензурный отдел, которому мы однажды отдали сценарий «Светлого Воскресения». Женщина, сидевшая там, хорошо знала нас по Москонцерту, так как присутствовала в жюри конкурсов, в которых мы регулярно становились лауреатами, побеждая с патриотическими постановками. Вот она и шлепнула печать не глядя. А когда пришла на спектакль, то вся покраснела, не думала, что он окажется религиозной пьесой. Так мы и начали нашу новую жизнь.

ДОСЬЕ

Татьяна Георгиевна Белевич родилась 17 августа 1949 года в Москве.

В 1971 году окончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина по специальности «артистка драмы». Работала актрисой в Драматическом театре города Новомосковска, Московском областном ТЮЗе, Москонцерте. С 1990 года — актриса, режиссер и директор русского духовного театра «Глас», который создала вместе с супругом Никитой Астаховым.

В 1995 году присвоено звание «Заслуженная артистка России». Почетный деятель искусств города Москвы. Награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени.

Новости партнеров
Полезные ссылки