Настоящий мученик
14 ноября 1918 года родился пионер Павлик Морозов. Его смерть стала символом, причем сразу двух противоположных явлений.
Самообразование — очень полезная вещь. Особенно для тех, кто, как и я, рос в бурные 1990-е и потому может иметь на историю родной страны весьма… скажем так, специфические взгляды. Вот взять для примера историю несчастного Павлика Морозова, что о нем можно выудить из нашего коллективного бессознательного? Жил пацан, был пионером, написал донос на папку, дед его зарезал. Вот, собственно, и все. Трагедия? Конечно, трагедия, скажет обыватель, но и Павлик тоже виноват: как же можно на своих родственников доносить? Так что Сергей (дед пионера) наверняка резал, но плакал. Примерно в таком виде этот дискурс и существовал в моем окружении на протяжении школьных годов и первых лет института. К счастью, эта версия, немало пропедалированная в свое время одним советским диссидентом Юрием Альперовичем, писавшим под звучным псевдонимом Дружников, в последние годы начала исчезать из общественного сознания. Наверное, спасибо следует сказать сложившейся в последние годы между народной обстановке, которая подвигла людей все же попытаться выяснить, а какая у нас все же на самом деле история, не пересказанная Альперовичами и Солженицынами? Ивот вдруг обыватель открывает для себя, что не донос, а показания в суде. И не Павла, а его матери. И даже вполне по делу — торговля отцом с правками для беглых кулаков все же не мелкая кража. И как-то уже не получается Павлика мазать черной краской. Потому что против правды не попрешь.