Композитор Евгений Куликов: Смысл жизни? Делать ее лучше!

26 ноября. Солистгруппы «Куликово поле» Евгений Куликов Фото: Ульяна Зуева, «Вечерняя Москва»
26 ноября. Солистгруппы «Куликово поле» Евгений Куликов Фото: Ульяна Зуева, «Вечерняя Москва»

4 декабря отметит свое 60-летие композитор и лидер группы «Куликово поле» Евгений Куликов. Накануне юбилея он рассказал корреспонденту «ЮГ» о своем творческом и жизненном пути. 

— Евгений Викторович, как будете отмечать день рождения?

— В узком семейном кругу. Времена не те, чтобы широко отмечать. Мои близкие сказали, что готовят поздравления в виде творческих номеров.

— А в карьерном плане что происходит?

— Накануне юбилея решил переиздать все альбомы моей группы. Вышло 12 штук. Что-то переосмыслили, где-то добавили новые композиции, вернее, новые варианты композиций. Некоторым трекам потребовалась реставрация.

Самый первый альбом расходился только по друзьям. Впоследствии мы назвали его «Первый блин». В то время еще были распространены не диски, а кассеты. Многие музыканты раздавали кассеты знакомым и незнакомым людям, например проводникам в поезде. Так делали и мы. После реставрации этот альбом появился на цифровых площадках.

— Знаю, что в Арт-музее города Пензы сделали экспозицию, посвященную вам…

— Да, это случилось год назад. Меня звали на открытие, но по семейным обстоятельствам не смог приехать. На экспозиции представлены старые афиши, запись песни «Как все» на бобинах, моя первая книжица, куда вошли стихи и интервью. Моя первая, она же последняя скрипка, на которой занимался в музыкальной школе.

— Вы занимались на скрипке по настоянию родителей?

— Да, но также по рекомендации педагогов. Они сказали, что у меня хороший слух. Мы жили в половинке частного дома площадью 14 квадратных метров вместе с кухней и печкой. Ставить фортепиано было некуда. А скрипка не занимает много места.

Впоследствии, когда я учился на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища и подрабатывал на свадьбах, купил шикарное чешское фортепиано «Петроф». Потом я отдал его младшей дочери, а она поменяла его на электронный инструмент. О чем и жалеет. Говорит, что звучание акустического инструмента не заменить ни на что…

— Вы упомянули песню «Как все», с которой стали лауреатом и обладателем II премии на телефестивале «Юрмала-89». За всю историю конкурса вы были единственным лауреатом, который трижды выходил на сцену с победной композицией. Как так получилось?

— Стечение многих обстоятельств. Я сразу понял, что песня нестандартная, не вписывающаяся в то, что тогда звучало. Мы около двух лет пели песню на гастролях. Да, народ реагировал, интересовался ею, но бурной реакции не было. А в Юрмале случилось чудо: повлияли настроение публики, дух времени. А также сценическое воплощение отличалось от стандарта эстрады тех лет. Пожалуй, от этого выступления у меня остались самые мощные воспоминания.

— Какие призы вам вручили тогда?

— Две медали, путевку в Испанию. Вернее, наградили поездкой в Западный Берлин, но в связи с тем, что ГДР и ФРГ объединились, поменяли на Испанию. И оказалось, что к лучшему: я проехал эту страну вдоль и поперек, влюбился в нее. Были и другие призы: часы, духи от парфюмерного завода, сделанные для победителя в единственном экземпляре. Но я уронил флакон на сцене, и духи разбились. Недавно я пересматривал запись награждения, и этого эпизода не оказалось. Пришел к выводу, что, наверное, завод попросил вырезать этот момент.

— Вы являетесь заместителем председателя жюри музыкального конкурса кинопесни имени Леонида Дербенева. Насколько важны такие фестивали? 

— Любые конкурсы, если они дают импульс для дальнейшего развития артиста, очень важны. В данном случае призы не играют роли. Конкурс — это мотивация для исполнителя любого возраста и направления. Даже профессионалам он дает большой толчок.

Участница одного известного вокального шоу Полина Клинникова пришла на конкурс выпускницей творческого вуза и начинающей артисткой Московского театра оперетты. Теперь она на ведущих ролях. За эти годы она очень выросла как профессионал. Когда она выступала в первый раз, мне очень понравилось, но у других членов жюри было много пожеланий. Через год она выступила еще раз и произвела фурор.

Еще одна звезда телеэкрана Татьяна Сагина, которая работает в Костромской филармонии, тоже принимала участие в нашем конкурсе.

— Вы не только занимаетесь музыкой, но и пишете книги. Что побудило вас взяться за перо?

— Нечего стало читать (смеется). Я пишу не художественные книги, а о саморазвитии. Я продумал свою мировоззренческую концепцию. Будущая книга «Богатство возможностей» будет о том, как пользоваться своими ресурсами, воплощать свои замыслы в жизнь. Я хочу побудить людей использовать свои возможности по максимуму. Я лет 20 назад определил для себя смысл жизни — делать ее лучше!

— Вернемся к музыке. Группа «Куликово поле» названа в честь вашей фамилии?

— Отчасти. В 1990 году мне позвонили из Центрального телевидения и сказали, что приглашают в Ялту в качестве музыкального гостя. Нужны были две новые песни. У меня была готова только одна. Вторая была еще наброском: «Куликово поле». Прочитал им куплет. Ответ был: «Вези». Я быстро написал второй куплет, записали песню с группой и привезли на ТВ фонограмму. А через пару месяцев выступили на конкурсе. Тогда группа еще называлась «Маэстро Левенгук». Но как только это название не переиначивали. Как-то увидели в киоске пиратскую кассету с надписью «Евгений Куликов и группа «Мастро Левентук». Называли еще «Маэстро Левенчук» или «Маэстро Левенбук». Апофеозом стала поездка в Питер, когда мы увидели рекламную растяжку «Евгений Куликов и группа «Маэстро Ленин — друг». Барабанщик от смеха даже упал. Мы решили, пусть группа будет называться «Куликово поле». И все стали думать, что это потому, что группа — поле деятельности Евгения Куликова. А потом я организовал свой продюсерский центр.

— Знаю, что выжили в Южном округе столицы.

— Да, когда приезжал в Москву, жил недалеко от Шаболовки. С теплотой вспоминаю об этих временах. Очень любил бывать в «Коломенском».

Досье 

Евгений Викторович Куликов родился 4 декабря 1964 года в Пензенской области. В 1986 году окончил Пензенское музыкальное училище, два отделения одновременно: классического вокала и хорового дирижирования. С 1986 года — член Российского авторского общества. В 1986 году начал работать в Пензенской областной филармонии. В 1987 году создал группу «Маэстро Левенгук», переименованную впоследствии в «Куликово поле». В 1989 году стал победителем телевизионного конкурса «Юрмала-89» с песней «Как все». Занимается продюсированием.

Новости партнеров
Полезные ссылки