Три звезды наркома Ванникова
На аллее Нобелевских лауреатов около МИФИ установлен памятник трижды Герою Социалистического Труда Борису Ванникову.
Он не был ученым, но принадлежал к блестящей плеяде советских наркомов, без которых наша наука не смогла бы совершить прорыв, взметнувший нас в элитный круг мировых лидеров. В атомном проекте Ванников по иерархии занимал вторую строчку между председателем Спецкомитета Лаврентием Берией и научруком Игорем Курчатовым. Ванников возглавлял Первое главное управление, отвечавшее за строительство закрытых городов. Чтобы враг не догадался, он числился министром сельхозмашиностроения, которого в природе не существовало.
Именно Ванников, судя по первой подписи на документах, выбрал место для строительства гигантских заводов №813 и №817 на Урале, вокруг которых выросли города Новоуральск и Озерск. Новоуральск — это самый большой в мире завод по обогащению урана.
Озерск — гигантский химкомбинат «Маяк» с каскадом реакторов, без которых не удалось бы создать наш атомный щит. Ванников имел прямое отношение к созданию Института теоретической и экспериментальной физики на Севастопольском проспекте и подготовке студентов для новой отрасли.
Судьба его типична для эпохи. Родился на Кавказе, по молодости подался в эсеры, но быстро перешел к большевикам. Отличался редкими организаторскими способностями. К 40 годам стал наркомом вооружения. Через две недели после начала войны, когда очевидной стала нехватка боеприпасов, был арестован, и на его место назначили Дмитрия Устинова.
На допросах отказался признаться в шпионаже. Через месяц был отпущен и назначен заместителем Устинова, а еще через полгода — наркомом боеприпасов. Уже в 60 лет из-за проблем со здоровьем Ванников вышел на пенсию, а умер в 63 года. Практически все руководители Атомного проекта ушли из жизни в возрасте, когда сегодня на пенсию еще не отпускают.
Причина одна —работали на износ.