Артист и преподаватель Александр Макеев: Педагог всегда должен поддержать ученика
В ЦМД «Ясенево» прошел юбилейный концерт «75 лет степую по Москве!», посвященный хореографу-постановщику, профессиональному танцору, педагогу по степу Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева и Школы циркового искусства имени Ю. В. Никулина Александру Макееву.
— Александр Иванович, вы в свои 75 прекрасно отбиваете степ и до сих пор выходите на сцену. Танцы — ваша жизнь. Наверное, вы из творческой семьи?
— Нет, я из трудовой семьи: мой папа всю жизнь работал слесарем, долгое время — на мясокомбинате. А мама работала всю жизнь на шарикоподшипниковом заводе.
— Как же вы увлеклись танцами?
— Танцевать я начал в своем родном районе Кожухово. К нам в школу приходила учительница ритмики, и в пятом классе она пригласила меня в ансамбль. Перед Пушкинской площадью был ювелирный магазин, в подвале которого занимался коллектив «Веселые минутки». Когда я пришел и увидел концертные костюмы, так загорелся, мне понравилось… И стал заниматься. Отучился в школе, надо было идти в армию. Мне посоветовали попробоваться в ансамбль МВД. Я прислушался — и отслужил там два года.
Когда вернулся, пришел в конструкторское бюро, где начинал работать до армии. Как-то был юбилей отдела конструкторского бюро. И меня попросили пригласить ансамбль. Тогда я договорился и провел концерт. Меня тоже попросили выйти на сцену и станцевать главаря чекистов и старшину в русском танце — долго упрашивать не надо было. И уже на банкете ко мне подошел главный конструктор и сказал: «Ты у нас, как я понял, работать не будешь!»
Я удивился: «Почему?»
«Судя по тому, что я сейчас увидел», — ответил он.
И действительно, месяца через два я уволился и ушел работать в ансамбль, который тогда уже назывался «Юный москвич». Трудоустроился преподавателем и поступил на курсы повышения квалификации в Доме народного творчества при ГИТИСе. Не знаю, существуют ли такие курсы сейчас, но это был ускоренный выпуск балетмейстерского курса ГИТИСа. После окончания ко мне подошел коллега и сказал, что ему нужен партнер для выступлений. Я согласился и протанцевал на эстраде 20 лет. В то время познакомился со своей супругой. Жена окончила цирковое училище. Со своим первым мужем она работала в оркестре Леонида Утесова. Вместе с супругой мы тоже танцевали степ, исполняли разнообразные номера, ездили по России.
Как-то замечательный режиссер Анатолий Иванович Бойко поставил нам сценку «Свидание» по фильму «Женитьба Бальзаминова», в котором главную роль исполнил Георгий Вицин. Номер длился 12 минут, в основном мы сидели на стульях. Конферансье отмечал:
«Видел все, но, чтобы артисты сидели на стульях, а все в зале хохотали…»
С этим номером я впервые попал за границу. Выступали в Испании и Египте. В Барселоне директор частного театра даже отметил, что я похож на Чарли Чаплина. Но я обиделся, ведь с этим образом у меня ничего общего не было, тем более мы делали номер по нашему фильму «Женитьба Бальзаминова», который он вряд ли видел. Мои коллеги успокаивали меня, говорили, что его слова, наоборот, похвала…
— Я слышал, что этот номер пользовался большой популярностью. Но почему вы потом стали реже выступать на эстраде?
— Я работал в Московской областной филармонии, мы часто разъезжали с гастролями. Обычно выступление начиналось с лекции, а потом выступали вокалисты, циркачи, танцоры. Но после развала Советского Союза рухнули все концертные организации, я остался без работы на два месяца. Потом меня пригласили танцевать степ в один из частных коллективов.
Чечетку к нам привезли в начале прошлого века. Степ, как и джаз, появился путем слияния нескольких культур. Во время долгих хождений по морю матросы играли на модных инструментах и отбивали чечетку. Моряки из разных стран что-то заимствовали друг у друга.
Еще я стал преподавать в цирковом училище. Оно меня сразу поразило своей помпезностью. В наши дни цирк меняется, в нем становится много шоу. Как-то раз к нам приезжал канадский цирк. Он делает свои представления в духе театральных постановок, что несвойственно российской культуре. Хотелось бы сохранять свои традиции.
— Знаю, что недавно вам присвоили звание «Почетный работник образования». Это за преподавательскую работу в училище?
— И не только. Еще я преподаю в Школе циркового искусства имени Ю. В. Никулина, в которой учатся дети-сироты. Много сил отдаю работе с ними. Пусть не все дети потом становятся профессионалами. Главное, что, придя на представление, они будут знать, сколько труда вложено артистами... Вспоминаю, как одна моя ученица, пришедшая на юбилей интерната, рассказала: чистит она яблоки своим детям и начинает жонглировать. Ребята спрашивают удивленно:
«Мама, когда ты научилась?»
А она отвечает: «Да вот, когда вы спали…»
У нас в школе есть девиз: «Нам неважно, какими вы пришли, важно, какими вы уйдете».
— А были еще интересные случаи из вашей карьеры?
— Как-то ждем с женой своего номера, она была одета в степовки, а я переобулся в войлочные ботинки «прощай молодость», так как было холодно. Мы зазевались. Зовут на сцену: «Ребята, ваш выход…»
Выбегаем, я стучу и не слышу чечетку. И тут только до меня дошло, что я не переобулся в степовки. Вот досталось моей жене, что не предупредила меня…
— Насколько я знаю, у ваших воспитанников было много выступлений в Южном округе?
— Да, мы постоянно выступаем в музеях-заповедниках «Коломенское» и «Царицыно», где особая атмосфера. Причем все выступления бесплатные.
Когда мои выпускники приходят ко мне за советом, я никогда им не отказываю. Однажды одна моя ученица попросила меня посмотреть ее номер, я дал ей рекомендации, и она протянула мне деньги. А я обиделся: разве я тебя этому учил? Педагог должен всегда поддерживать и по жизни сопровождать своих учеников!
ДОСЬЕ
Александр Иванович Макеев родился 14 мая 1949 года в Москве. Карьеру артиста начал школьником в ансамбле «Веселые минутки». Служил в Ансамбле песни и пляски внутренних войск МВД. После вернулся в «Веселые минутки», возглавлял их несколько лет. Был артистом Московской областной филармонии. С номером «Свидание» объездил Советский Союз и выступал за границей. Более 30 лет преподает в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. В 2024 году получил звание «Почетный работник образования».