Режиссер Александр Нестеров: Театр — последнее аналоговое удовольствие
16 декабря в Театре Вахтангова прошла торжественная церемония награждения премии «Звезда театрала», которую поставил главный режиссер Театра РОСТа Александр Нестеров. Там его ждал и новогодний сюрприз — ему вручили награду «Лучший театр для всей семьи».
— Александр Леонидович, как проходила работа над церемонией вручения «Звезды театрала»?
— Самое главное достоинство премии в том, что победители номинаций держатся в тайне до последнего момента. Даже я не знал их имен. Концепция церемонии заключалась в состязании искусственного интеллекта и театрального искусства, и я, как режиссер преимущественно комедийного жанра, постарался подать эту тему через призму юмора.
— В стране не очень много театральных премий, но за «мимом» «Звезды театрала» охотятся почти все актеры. Почему так?
—На мой взгляд, это одна из самых объективных премий, потому что большую роль играет зрительское голосование. Преимущественно голосуют те люди, которые хотят поддержать полюбившийся спектакль. Любая премия, решение в которой принимает некая коллегия, всегда вызывает у обывателей сомнения, потому что это делают люди из профессии. Думаю, это иногда может влиять на объективность итогов, ведь у членов жюри есть свои предпочтения. Так что сила премии «Звезда театрала» в ее демократичности, ведь любой желающий может проголосовать за артиста, который ему понравился. Кроме того, это одна из немногих премий, где есть номинации для иностранных театров, которые работают на русском языке.
— Совсем скоро новогодние праздники. Какие постановки можно увидеть в Театре РОСТа в пред- и посленовогодние дни?
— Мы очень гордимся тем, что наш театр работает для широкой зрительской аудитории. К нам можно прийти всей семьей, потому что мы стараемся делать так, чтобы даже детские спектакли были интересны взрослым. Это одна из наших творческих задач. В январе мы предложим наши премьерные спектакли, кроме того, будут еще и интермедии. Не обойдется и без традиционных Деда Мороза и Снегурочки. К уже привычным новогодним спектаклям «Щелкунчик» и «Маленькая метелица» добавится наша премьера «Пацаны», которую мы переделаем на новогодний лад.
— Полтора года назад произошел ребрендинг вашего театра. Изменилось ли что-то с тех пор?
— Да. У нас устоялось фиолетово-зеленое сочетание, которое будто бы стало дизайн-кодом. Мы внедрили этот стиль сразу после ребрендинга и объединения с Московским театром юного зрителя. Несмотря на то что мы обособленная театральная команда, когда мы перешли под юрисдикцию московского Департамента культуры, мы поменяли всю стилистику и афиши. Мы стараемся, чтобы все в нашем театре было выдержано в этих цветах.
— Как насчет новогодних подарков? Приготовили ли вы для своих зрителей что-то необычное?
— Конечно же, да! Они получат новогоднюю игрушку, которая со временем может превратиться в большое дерево. Бывает такое, что ребенку надоедает играть с одним и тем же. Именно поэтому мы придумали такую игрушку, которую потом можно будет посадить. Из нее вырастет дерево или трава. Мы хотели бы, чтобы дети развивались не только культурно, но еще и творчески. Пусть будет больше деревьев и меньше мусора!
— У вас есть какие-то особые традиции, которые вы соблюдаете, несмотря ни на что?
— Знаете, я такой ненормальный режиссер, который старается быть на всех своих спектаклях, несмотря на то что в России идет около десяти моих постановок. Перед спектаклем мы общаемся с артистами, делаем традиционные «ручки», которые вы могли видеть у других театров, но если я и Нонна Валентиновна (Гришаева. — «ЮГ») присутствуем на спектакле, то вместе с артистами произносим волшебные слова, чтобы показ прошел благополучно.
— Артисты и режиссеры очень занятые люди. Как вы привыкли отмечать Новый год?
— В этом смысле мы вместе с женой очень скучные люди, потому что в нашей семье неизменно правило встречи Нового года с родителями. Знаете, я счастливый человек — у меня есть бабушка рядом, поэтому такой важный праздник мы встречаем в кругу семьи. За большим столом всегда собираются родители Нонны, моя бабушка, и мы очень ценим эти моменты. Наверное, никого этим не удивлю, но по друзьям и в гости мы едем либо после Нового года, либо за пару дней до него.
— Новогодние украшения тоже играют большую роль?
— Конечно! Мы всегда стараемся украсить наш небольшой двор и нарядить елку. Что касается стола, то на нем обязательно должен быть салат оливье, который украшен в виде новогодних часов.
— 2025 год уже обещает быть очень насыщенным. Какие планы у театра? Будут ли новые актерские дебюты?
— Конечно! Недавно мы дополнили нашу труппу выпускниками ГИТИСа. У нас около девяти новых артистов, которых мы стараемся интегрировать в действующий репертуар. В ближайшие два месяца на нашей сцене появятся два новых спектакля. Первый — «Отцы и дети» по Тургеневу, а второй — это детский спектакль «Ежик в тумане». Летом я бы хотел начать подготовку новой постановки, но ее название пока оставлю в секрете.
— А чем вас могут привлечь молодые выпускники-артисты, которые еще недавно занимались в учебных классах?
— Так как наш театр музыкальный и в каждой постановке песни исполняются вживую, то, конечно же, мы в первую очередь обращаем внимание на тех артистов, которые хорошо поют и танцуют.
— Что вы хотели бы пожелать нашим читателям в этот Новый год?
— Я бы хотел пожелать им новых и прекрасных театральных впечатлений, потому что это последнее и самое важное аналоговое культурное удовольствие, которое можно получить. Все остальное уже заполнило пространство искусственного интеллекта, а наш русский театр остается уникальным даже в такое время. Это гордость нашей страны. Мы не всегда это понимаем, но мы счастливые люди, ведь вокруг нас такое огромное разнообразие театральных постановок. Поэтому я желаю новых впечатлений и мира.
Досье
Александр Леонидович Нестеров родился 9 августа 1983 года в Москве. В 2000 году окончил столичную среднюю школу № 123, где занимался в театральной и вокальной студиях. В 2004 году окончил эстрадный факультет ГИТИСа — мастерскую народного артиста РФ Геннадия Хазанова по специальности «актерское искусство». Еще до окончания института Александр начал участвовать в постановках театра «Квартет И». Он выходил на сцену в спектаклях «День выборов» и «Клуб комедии». Признание обрел только после того, как начал заниматься режиссурой.