Ни секунды не сомневался, что победим: история летчика и генерала авиации Владимира Теплова в годы войны

На фото Владимир Александрович Теплов. Фото: Геор Габараев, «Вечерняя Москва»На фото Владимир Александрович Теплов. Фото: Геор Габараев, «Вечерняя Москва»

80 лет прошло с Победы в Великой Отечественной войне, но люди, заставшие это чудовищное испытание, никогда не забудут, какой ценой она ковалась. Об опыте взросления и военного обучения в тяжелейшее для всех Советских Республик время в преддверии Дня Победы рассказал отставной генерал авиации Владимир Александрович Теплов.

По стопам отца

Начало войны тогда еще юный Владимир Александрович застал в Казани в возрасте 14 лет, когда заканчивал 7 класс школы. Первой же его мыслью было — скорее попасть на фронт.

На фото почетная табличка, установленная у входа в подъезд, где проживает Владимир Теплов. Фото: Геор Габараев, «Вечерняя Москва»
На фото почетная табличка, установленная у входа в подъезд, где проживает Владимир Теплов. Фото: Геор Габараев, «Вечерняя Москва»

— Никто ни секунды не сомневался, что мы победим. Не было пораженческих мыслей, даже в школе, даже у самых юных и несмышленых учеников.

Однако, вопреки желанию Владимира Александровича, в те годы ему еще только предстояло отучиться и получить воинскую специальность. На фронт в составе первых 50 тысяч ушел его отец Александр Константинович. Шла мобилизация ‭«старых коммунистов».

Отец Владимира Александровича был старшим батальонным комиссаром запаса. После мобилизации стал комиссаром дивизии. Погиб на фронте в 1942 году.

— Тяжелейший удар был для семьи. После смерти отца я знал, что пойду по его стопам. Я сказал: ‭«тоже буду комиссаром». Да, уже тогда планировал стать замполитом, работать в этом направлении. Комиссар — он кто? Он — пример для личного состава, он вдохновляет его, показывает, как нужно делать дело. Солдаты же смотрят на то, кто ими командует.

Военные годы

Всю войну Владимир Александрович провел в усердной учебе и военной подготовке. Обучался он в спецшколе военно-воздушных сил, после окончания которой в 17 лет принял воинскую присягу. Цель его за годы учебы не изменилась — по окончании получить специализацию и стать полезным Родине на фронте. 

В то время будущие летчики должны были обучаться по ускоренной программе, пилотируя кукурузник По-2. Однако личным приказом Иосифа Сталина в 1944 году, ко времени окончания Владимиром Александровичем спецшколы, был введен запрет на окончание выпускниками годичных летных курсов перед отправкой на фронт. Таким образом, жизнь внесла свои коррективы в планы Владимира Александровича. Тогда он был вынужден пойти более длинным путем — отправиться в Чугуевское военное авиационное училище.

На фото Владимир Александрович Теплов (первый слева) в кругу сослуживцев. Фото: из личного архива
На фото Владимир Александрович Теплов (первый слева) в кругу сослуживцев. Фото: из личного архива

О Победе он узнал, выполняя разгрузку военного эшелона в Волчанске под Харьковом. По его словам, ни для кого в стране, а особенно для кадровых военных, это событие не было сюрпризом. Из надежды оно превратилась в железную данность.

— Все знали — красная птица непременно заклюет черную, фашистскую.

Послевоенные годы

После войны Владимир Александрович окончил училище с золотой медалью. Военная карьера развивалась у него активно. Молодым офицером он был зачислен в истребительный авиационный полк в Орле. Там он был начальником политотдела на протяжении 8 лет.

При Владимире Александровиче полк стал образцово-показательным — 3 года подряд (случай единственный в истории отечественных вооруженных сил) получал переходящее Красное знамя Центрального комитета. Сам он был депутатом съезда и членом областного комитета партии.

В Германию Владимир Александрович попал в 1951 году замполитом эскадрильи в истребительно-авиационный 472-й полк. Служил в городе Лерц, где в военные годы располагалась ставка Германа Геринга.

В послевоенной Германии не было предвзятого отношения к военнослужащим Красной Армии. В 1954 году, когда шло разоружение, военные полки Владимира Александровича реквизировали у немцев оставшееся вооружение — самолеты из аэропорта в Котбусе. 

— Особенно хорошо относились к нам те немцы, кто побывал в плену у советских солдат и увидел адекватное, цивилизованное отношение. Понимали, какие мы люди и не видели в нас чего-то злого.

На фото Владимир Александрович Теплов (первый справа) в кругу сослуживцев. Фото: из личного архива
На фото Владимир Александрович Теплов (первый справа) в кругу сослуживцев. Фото: из личного архива

Дисциплину среди солдат, отправленных в Германию после Победы советских сил, было необходимо поддерживать железной рукой. Владимир Александрович как замполит неукоснительно следил за четким выполнением приказов и надлежащим поведением в вверенном ему личном составе. Сухой закон, объявленный среди отправленных частей, считал важнейшим; строго контролировал любые назревающие конфликты среди личного состава. Особенно важно это было после приказа маршала Советского Союза Георгия Жукова — любыми способами поддерживать дисциплину в Советской армии.

По прошествии карьеры

Орден «Знак почета». Фото: Геор Габараев, «Вечерняя Москва»
Орден «Знак почета». Фото: Геор Габараев, «Вечерняя Москва»

Сейчас Владимиру Александровичу 98 лет. Среди всех своих наград он скромно упоминает разве что последнюю полученную — орден «Знак Почета», а на подробные вопросы отшучивается, что чаще получал выговоры за свой неуступчивый характер, нежели награды.

Военное дело и по сей день вызывает в нем былой пыл. Даже после окончания карьеры он следит за развитием вооруженных сил, передает опыт молодому поколению.

— Пасынок мой еще в годы учебы в кадетском корпусе рассказывал как-то — подчиненным он приказ отдает, сам уходит по делам, а потом возвращается и, если надо, ругает за плохое выполнение. А я ему все время говорю — после отдачи приказа командир обязан показать, как его надо выполнять! Если надо — каждую секунду с солдатом рядом стоять должен, если есть нужда — вместе с ним работать, бок о бок. И только так!