На грани: в музее-заповеднике «Царицыно» показали работы знаменитых во всем мире гравировщиков и огранщиков России

Витрина с работами, выполненными в технике гранения. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

Мало кто знает, но Музей-заповедник «Царицыно» с 1984 года начинал свое существование под названием «Музей-декоративно-прикладного искусства народов СССР». В честь открытия учреждения от крупнейших стекольных заводов страны сотрудники получили в свою коллекцию множество экземпляров авторского стекла. Ранее эти экспонаты хранились исключительно в ассортиментных кабинетах этих самых заводов, а сейчас они представлены на выставке «На грани» в Музее-заповеднике «Царицыно», куда мы и отправились.

Визуально экспозиция разделена на две части: отделение, посвященное гравировке, расположено справа от вводной части, а коллекция работ с гранением — слева. В каждом из них находится по несколько залов со своими экспозициями. Посетителям предстоит пройти сначала один тематический отдел и затем, вернувшись в начало, второй. В отдельных витринах гостям покажут работы конкретных заводов и авторов.

— Деятельность любого завода предполагает выпуск тиражной и массовой продукции, а еще уникальных авторских вещей. Такие работы изготавливают совместно с художником и помещают в ассортиментные кабинеты. Подобные помещения располагались на заводах, чтобы в дальнейшем гравировщики и огранщики могли ознакомиться с авторскими вещами и перенять опыт предшественников. Именно из этих ассортиментных кабинетов мы получили очень яркие экземпляры. Многие вещи на этой выставке показаны впервые, — говорит сокуратор выставки «На грани» Светлана Парчак.

Заводским художникам давали четко регламентированное направление работы: они должны были придумывать варианты новых эскизов и форм предметов, которые завод мог выпускать для увеличения ассортимента. Авторам также давали возможность участвовать в крупных всесоюзных и республиканских выставках. Темы для создания скульптур и посуды им давало государство. Самыми популярными из направлений были, конечно же, спорт, труд, природа и индустриализация. С этих предметов берет начало экспозиция, посвященная гравировке.

Гравировка: рисунок по стеклу 

Работа Адольфа Курилова к Всесоюзной выставке «Слава труду». Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

Гранение и гравировка — это две основные технологии холодной обработки хрусталя. На выставке показаны противопоставление этих видов декорирования предметов. В вводном зале на витринах друг напротив друга стоят экспонаты, выполненные в двух классических техниках.

— Мы специально представили очень похожие формы: блюда, чаши и бокалы, чтобы посетителю было легче рассмотреть разницу. Также мы подобрали исключительно бесцветный хрусталь, чтобы на фоне прозрачности выделить основные свойства хрусталя.

Одна из работ выполнена в технике гравировки художником Адольфом Куриловым в 1967 году к Всесоюзной выставке «Слава труду». Ее расположили в вводном зале. Эта вещь – декоративная композиция, состоящая из пяти пилонов, на которых изображены разные изобретатели: музыкант, поэт, гончар, земледелец и создатель колеса. И если гравировка медным колесиком достаточно распространенная и являлась ведущей техникой на советских предприятиях, то в этой работе тонкие линии, имитирующие колосья, на каждом из пилонов выполнены победитовым карандашом. Это приспособление с очень тонким алмазным наконечником, которое может резать хрусталь.

— Важно понимать, что художники для выставок выполняли два варианта изделия: одна для самой экспозиции, а вторая шла в заводской ассортиментный кабинет, где сохранялась для будущих учеников, которые могли бы прийти и познакомиться с данными экспонатами. Из-за того, что после распада СССР заводы также прекратили свое существование, работы перешли в музеи. Например, работы Дядьковского завода отправили в Музей Дядьковского хрусталя.

Ремесло или творчество

Работа Александра Иванова, посвященная освоению Сибири. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

В топовой витрине первого зала расположена работа знаменитого художника-гравировщика Александра Иванова. Мастер посвятил ее освоению Сибири. С 1953 года это событие является одним из основных в развитии страны и поэтому чаще появляется в творчестве разных авторов. Композиция Александра Иванова привлекала к себе внимание не только советских искусствоведов, но и зарубежных. Вторая такая работа находится в американском музее. Она стоит в экспозиции, которая представляет русскую школу гравировки.

— Одним из самых любимых образов Александра Иванова является глухарь. Он очень часто использовал его образ и даже ассоциировал его с собой. Примечательно, что художник был большим любителем охоты. У него была уникальная возможность рассмотреть эту птицу поближе и передать в мельчайших деталях.

Некоторые художники, посвящали свои работы важным историческим событиям. Знаменитый гравировщик Дмитрий Бяков создал одну из своих композиций в честь Юрия Гагарина. В своей работе художник отходит от использования обычных форм и создает пластины, имитируя ими полет в космос.

Более современные авторы в своих композициях используют не только нетипичные форматы исполнения, но и начинают использовать новые материалы.

— Мэтром московской школы стеклоделия по праву считается Дмитрий Шушканов. В 2023 году исполняется 100 лет со дня его рождения. В коллекции нашего музея хранится уникальная работа — «Последний динозавр», которую он выполнил в конце 1980 годов. Тогда Дмитрий Шушканов уже был известен во всем мире. Эту работу он создал вместе со своей супругой. В композиции использовали очень тонкую гравировку: на восьми формах вырисовывается фигура динозавра, который застыл в толще сульфидно-цинкового стекла. В работе над «Последним динозавром» супруги использовали победитовый карандаш. Мы думаем, что эта композиция понравится нашим юным посетителям.

Работа Дмитрия и Людмилы Шушкановых «Последний динозавр». Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

После распада СССР заводы закрылись, а современные художники-гравировщики ушли  в свободное плавание и работали  в своих мастерских.

— Российская гравировка на данный момент считается одной из лучших в мире за счет сложности своего выполнения, которая дается не всем мастерам.

В экспозиции представлены работы целой семейной династии Ивановых: Александра Иванова, его дочери Ирины Ивановой и внучки Екатерины Ивановой. От этих авторов представили как декоративные композиции с изображением уток, так и предметы более бытового назначения.

Гранение: ювелирные работы 

Чтобы пройти в отделение, посвященное гранению посетителям придется вернуться в вводную часть, чтобы еще раз раз визуально сравнить отличие техник холодной обработки хрусталя. Техника гранения пришла из ювелирного искусства. И большая часть методик позаимствована именно оттуда, как и техника «Русский камень». Она полностью подражает огранке драгоценных камней.

Работы Екатерины Яновской «Он и она». Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

— В зале, посвященном технике гранения, мы предлагаем посмотреть и на тиражные предметы, придуманные художниками. Часто в таких работах можно увидеть акварельные пятна. Это техника частичного наклада, которая требует очень больших стараний.

При этом не каждый краситель выдерживает температуру плавления материалов. И одной из первых  подобных «красок» стал кобальт. Такую краску можно добавлять исключительно при температуре 700 градусов.

Витрина в вводном зале, посвященная гранению. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»
Витрина в вводном зале, посвященная гранению. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

В 60-е годы прошлого века в советском производстве возьмет свое начало новое направление «Искусство – быт», и на заводах откажутся от чрезмерного украшения работ, в том числе и от мальцовского гранения (при котором вся поверхность форм покрыта декором). Художники стремились сделать предметы утилитарного назначения с минимальным количеством рисунков и цветов, поэтому авторы в то время стали ориентироваться на спрос в массовом производстве. 

 

Художникам также предлагали творческие командировки. В музее представлены и работы, которые связаны именно с такими поездками. Заводским художникам давали месяц, во время которого они могли сделать зарисовки и эскизы. Адольф Курилов, например, во время поездки на озеро Байкал подготовил вазу «Баргузин». Свою работу он посвятил сильному и холодному северному ветру, который даже в теплую погоду может создать на поверхности воды частицы льда.

На выставке «На грани» показан не только путь отдельных стекольных заводов СССР и России, но история целого творческого направления, которое не раз было под угрозой исчезновения. Развитию этого ремесла мешали революции, бедность предприятий, из-за чего мастерам приходилось начинать свое дело с самого начала. Однако, сегодня и в нашей стране, и по всему миру российские школы гранения и гравировки считаются одними из сложнейших и лучших.