Обсуждаем пенсионную реформу

- Почему возникла необходимость в реформировании пенсионной системы? Власти начиная с президента и заканчивая депутатами всех уровней понимают, что система пенсионного обеспечения людей, которые верой и правдой работали на протяжении многих лет, не дает им достойного материального обеспечения в старости. Был период 90-х годов, когда казна страны была совсем пуста. В эти годы существующая пенсионная система и складывалась. Мы этот период пережили.У государства появилось не только желание, но и возможность повысить уровень пенсий. Три года назад прошли перерасчет и повышение пенсий, так называемая валоризация. Этими мерами, конечно же, все проблемы решены не были, но была обозначена тенденция на повышение доходов пенсионеров.
Есть два подхода по реформированию системы. Первый – увеличивать накопительную часть пенсии. Второй – вернуться к солидарной системе пенсионного обеспечения. Она, кстати, существовала в советские времена и существует во многих странах мира сегодня. Что такое «солидарная система»? Это когда работающее население обеспечивает пенсией сегодняшних пенсионеров. Когда же нынешние работники станут пенсионерами, будущее поколение обеспечит пенсией их. В предложенной для рассмотрения концепции приоритет отдан солидарному подходу. Хотя и сохраняется некоторая накопительная часть. Я приветствую такой подход: с учетом инфляции, обесценивания денег накопить что-либо «на старость» удается далеко не всем.
Что предполагает реформа? Человек трудится 35 лет, отчисляя от своей зарплаты по 20% ежемесячно в Пенсионный фонд (ПФ) страны. После выхода на пенсию 20 лет гражданин будет получать ежемесячно по 40% от утраченного им заработка. Причем первоначальный рабочий стаж был предложен на уровне 40, а не 35 лет. Уменьшить его на 5 лет предложил президент. Это правильно: закладывая 40-летний стаж, можем спровоцировать скрытое увеличение возраста выхода на пенсию.
Хотя есть эксперты, которые говорят, что рано или поздно возраст выхода на заслуженный отдых все равно будет увеличен. С точки зрения экономики, с учетом увеличения количества пенсионеров это логично. Это логично и с учетом того, что старость отступает, а продолжительность активной жизни увеличивается. Мне кажется, будет целесообразно реализовать экономические рычаги, которые стимулировали бы людей продолжать трудиться после выхода на пенсию. Так, между прочим, было в советские времена: выходишь на пенсию не в 60 лет, а в 62 года, и пенсия увеличивается на какое-то количество процентов за каждый отработанный год.
В стратегии предложено реформировать накопительную часть пенсии, в частности, перенос двух третей накопительной части (то есть 4% фонда оплаты труда из 6%, направляемых на накопления) в страховую часть.
Далее работнику предложат выбор – остаться в распределительной или в накопительной системе. При выборе накопительной системы предлагаемый платеж не будет обязательным условием для выбора, но будет стимулироваться. Есть в стратегии и позиция по реформе досрочных пенсий (тем более что повышенный тариф для предприятий с вредными и опасными рабочими местами уже заложен в проект бюджета на 2013 – 2015 годы), и решение по увеличению взносов самозанятых, которым будет предложено в будущем платить тариф наравне с другими работодателями. Остановлюсь еще на одном моменте. Есть такой нерадостный термин, как «возраст дожития». Он определен в 20 лет после выхода на пенсию. Это не значит, что если гражданин живет дольше этого срока, то пенсия ему более не полагается. После 20 лет жизни на пенсии выплаты никто не снимет. Более того, после достижения возраста 80 лет полагается увеличение базовой пенсии в 2 раза, в случае инвалидности также осуществляются доплаты и т. д. Это государственные обязательства, на которые из бюджета выделяются и будут выделяться деньги.
Но в концепции есть позиции, которые требуют анализа. Напомню, что в текущем году совокупная ставка страховых взносов составляет 34%. Из них 26% работодатели платят в Пенсионный фонд. Начиная со следующего года ставка страховых взносов в ПФР уменьшится с 26 до 22%. При этом облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, строго ограничена. В этом году она составляет 463 тыс. рублей, со следующего года – 512 тыс. рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%. Это значит, что работник может зарабатывать много, но его пенсия от этого выше не станет. Таким образом, ограничивается максимальный размер будущей пенсии. Целесообразно ли это? Надо обсуждать.
Хочу отметить и положительные моменты, которые уже есть в предложенной стратегии. Во- первых, в трудовой стаж матерей будет входить отпуск по уходу за каждым ребенком, причем не до 1,5, а до 3 лет (но в общей сложности не более 9 лет). Во-вторых, в стаж продолжает засчитываться служба в армии.В-третьих, работники вредного производства имеют право на досрочный выход на пенсию, а компенсация за недоработанный ими стаж будет вноситься в Пенсионный фонд работодателем. Это будет понуждать работодателей или улучшать условия труда, или участвовать в обеспечении пенсией своего работника, делая дополнительные отчисления в Пенсионный фонд. На сегодняшний день для ознакомления и обсуждения стал доступен только первый вариант концепции пенсионной реформы. В октябре 2013 года предполагается завершить разработку ее проекта и выработать определенный план по внедрению в жизнь. Эта система будет постепенно, в течение десятилетнего периода, вступать в действие. И в полном объеме она будет работать на людей ныне только начинающих свою трудовую биографию. Но это не значит, что все эти годы уровень пенсии будет заморожен и не будет происходить ее увеличения.
Надеюсь, что положительные моменты по росту размеров пенсионного обеспечения мы ощутим на себе в ближайшее время.
Записала Анна КОБЯКОВА.

Новости партнеров