Мечтаю построить ледовый театр

- Илья, сколько раз видел вас на льду, и сложилось такое впечатление, что вы родились, чтобы стать фигуристом.
- Этот вид спорта выбрала мама, когда в четыре с половиной года привела меня на каток. Признаюсь честно, в детстве не был большим любителем фигурного катания. Мне больше хотелось гулять с ребятами. Может, поэтому меня несколько раз выгоняли как бесперспективного. Мама забирала меня из одной группы и тут же переводила в другую. И только когда стал заниматься танцами на льду, у
меня сразу пошли результаты, появился интерес.
- Когда вы впервые встали в пару с Ириной Лобачевой?
- Нам тогда было по восемнадцать лет.
- Между вами не шла борьба за лидерство?
- Между нами тоже возникали ссоры, но мы старались друг друга не подавлять: все-таки мы были тогда уже достаточно взрослые люди. Ира, конечно же, тоже сильная личность, очень целе устремленная, и именно она стала в нашей паре рабочим стержнем. Она заставляла меня тренироваться, не давала прогуливать тренировки, отправляла в спортзал лишний раз подкачаться. И, что самое главное, у Иры, в отличие от меня, всегда был настрой только на победу. Я же не чувствовал удовлетворения, даже когда стоял на высшей ступени пьедестала почета. К тому же в фигурном катании все слишком субъективно: это не голы, секунды, очки. Первым не прибежишь.
- Ирина поддержала вас, когда вы решили оставить любительский спорт?
- Когда мы стали серебряными призерами на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, а затем стали чемпионами Европы и мира, то решили - пора уходить. Кататься еще три года до следующей Олимпиады, чтобы там наконец завоевать «золото», было бы очень тяжело. А Ира давно хотела нормальной семейной жизни,
мы оба мечтали о ребенке. Ведь до этого у нас всегда на первом месте была только работа, работа, бесконечные тренировки...
- Но ведь вы выступали успешно, выигрывали все престижные турниры.
- На чемпионате мира, который проходил в Америке, нам ясно дали понять, что звание чемпионов мира будет отдано канадской паре, которая заканчивала свою карьеру. Тем не менее мы выступали очень уверенно, лидировали до последней программы, то есть до произвольного танца. И в итоге в результате перевеса в единственный судейский голос первое место было отдано канадцам. Но повлияло не только это. Мы почувствовали накопившуюся огромную усталость: физическую и моральную...
- Кому из тренеров вы благодарны за то, что из Ильи Авербуха вырос такой фигурист-профессионал?
- Тренерскую профессию начинаешь по-настоящему ценить только после окончания спортивной карьеры. Тогда начинаешь понимать, сколько вкладывается труда в каждого ученика. Понятно, что все сливки снимают тренеры, которые доводят спортс мена до медалей. Но я благодарен всем тренерам, которые работали со мной с самого детства. И в первую очередь это относится к Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову, которые тренировали меня последние десять лет и привели к спортивным наградам.
- Какая необходимость заставила Ирину кататься чуть ли не до шести месяцев беременности?
- Ну, это легенда, Ира выступала до срока только в три месяца. У нас были контракты с иностранными партнерами, ряд обязательств, которые мы не хотели нарушать. Конечно, убрали все рискованные элементы и в конце концов справились.
- Ну, справляться с трудностями в вашем характере. Вы сразу связали свое будущее с
ледовыми шоу?
- У меня было несколько вариантов. Сначала устроился на телевидение комментатором. Мне это очень нравилось. Я комментировал фигурное катание, делал сюжеты с чемпионатов Европы и мира. Но все-таки больше тянуло к творчеству, созданию собственного шоу. В то время у нас в стране возникали только какие-то разовые проекты, но они не имели особого успеха. Я же верил в успех.
- И бизнесмен Авербух оказался талантливее фигуриста Авербуха? - Во всяком случае как фигуристу мне мировым лидером стать так и не удалось. Что касается ледового шоу в России, то
здесь я пока номер один.
- У вас были замечательные проекты на первом канале: «Звездный лед», «Ледниковый период». Да и новое ваше шоу «Лед и пламень» прошло с большим успехом. Какие трудности подстерегали вас?
- Телевизионных проектов на протяжении семи лет действительно было множество. В каждом проекте я пытался найти что-то новое, интересное. Иногда совмещал в одном проекте сразу несколько форматов. К примеру, в проекте «Лед и пламень» участники танцевали на льду и на полу. Это была достаточно сложная задача. У кого- то лучше получалось на полу, у кого-то - на льду. Но главное, все наши актеры смогли показать, на что они способны - в танцах на льду и на паркете. Обязанности продюсера и организатора шоу я совмещал с работой хореографа и режиссера - ставил танцы на льду. На полу с танцорами работали другие хореографы.
- Ваше телешоу получило громаднейшую популярность. И все благодаря участию в них звезд первой величины.
- У меня была возможность встречаться и разговаривать со спортсменами первой величины о создании ледового шоу. Ребята сначала к моему предложению отнеслись скептически. Единственное, что на меня работало, - это имя. Конечно, рисковал. Меня поддержали тогда всего несколько компаний. Но я смог привезти качественно сделанное шоу, не обманув доверия зрителей, я собрал сильную команду, многие из которых продолжают работать со мной до сих пор.
- Сами на коньки встаете часто?
- Во время работы над проектом я не снимаю их буквально по двадцать часов.
- Легко ли работать со звездами?
- Очень сложно. Звезды очень амбициозны, привыкли только побеждать, у каждого свой характер, темперамент. Но все они с большим уважением относились ко всем, с кем им приходилось работать. Надо отдать должное, не припомню ни одной хамской выходки с их стороны.
- Илья, у вас есть цель, к которой стремитесь?
- Я поделюсь своей мечтой. Очень хочется построить ледовый театр, где можно было бы ставить интересные спектакли.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Над спектаклем «Морозко» по мотивам русских народных сказок. В нем занято целое созвездие известных фигуристов. В роли Месяца Ясного - олимпийский чемпион Алексей Ягудин, Настеньки – бронзовый призер Олимпийский игр Оксана Домнина, Ивана Царевича - бронзовый призер Олимпийских игр Максим Шебалин, царя - двукратный чемпион мира Максим Ставиский, мачехи Агриппины - тоже двукратная чемпионка мира Албена Денкова... К спектаклю специально пишется музыка. Мне кажется, эта волшебная новогодняя история понравится и детям, и взрослым. Сказку мы покажем во время новогодних каникул.
Беседовал Леонид ГУРЕВИЧ.

Новости партнеров