Борис Клюев: Талантливый не может быть ленивым!
Гостем первого в этом году выпуска «ЮГ» стал Борис Клюев: когда-то граф Рошфор, а сегодня — Воронин.
— Вы, актер Малого театра, участвовали в антрепризе «Старого театра», расположенного в нашем округе. Зачем?
— Режиссер Карен Нерсисян — мой хороший друг, он предложил мне поучаствовать, и я согласился.
— Хорошо знаете наш район?
— Я коренной москвич, поэтому люблю всю Москву. Все ее улицы, парки, бульвары. Это мой любимый город.
— А как вам вообще сегодняшняя Москва?
— Я пока напряжен. Много всего строится, и непонятно, чем все закончится. Дороги… Машины как стояли, так и стоят, люди по-прежнему нарушают. Посмотрим. Я вижу, что Собянин делает очень много полезного, и как москвич очень ему благодарен.
— У вас есть возможность спокойно после спектакля пройтись по городу, посмотреть на убранство, на людей?
— Нет. Это тяжело. Меня, к сожалению, узнают, и приходится садиться за руль, хотя я очень люблю гулять, люблю метро.
— А узнают по каким ролям?
— В первую очередь по «Ворониным», конечно, но есть и те, кто помнит и Рошфора.
— А вас это не раздражает? Согласитесь, с актерской точки зрения, роль Рошфора — гораздо интереснее Воронина!
— Ну то было в другой стране. Это был СССР, другой кинематограф. Сейчас коммерческое кино и время сериалов. Мне не обидно, потому что я профессионал. Да и выбора нет. К этому надо нормально относиться. Время идет — появляются другие режиссеры, другое кино.
— И тем не менее. При всей любви зрителя к сериалам, к последним отношение пренебрежительное: мыло! А ведь на Западе, например, сериалы — серьезнейшая индустрия.
— Думаю, со временем отношение поменяется. Пока сказывается эхо прошлого великого советского кинематографа. Нам сложно привыкнуть к тому, что ушло величайшее кино, а ему на смену пришли сериалы. Сейчас другая специфика: надо как можно меньше потратить и как можно больше получить. Это не искусство — это коммерция. С другой стороны, есть же кнопки на пульте: не нравится — переключи.
— За современным кино следите?
— То, что вижу, мне не нравится. Знаете, иногда спрашиваю у студентов: что посмотреть? Они советуют.
— И как?
— Мне не нравится! Но претензии только к себе предъявляю — наверное, я просто человек старой формации. Хотя сейчас есть талантливый режиссер — Андрей Звягинцев. Помню, как он приходил к нам на площадку «Королевы Марго». Именно там я его заметил, потому что он живо всем интересовался, задавал правильные вопросы.
— То есть вам его «Левиафан» нравится?
— Еще не видел, но в ближайшее время собираюсь посмотреть. «Левиафан» обвиняют в излишней политизированности.
— А вы политикой интересуетесь? Как вам события на Украине, санкции?
— Санкции не касаются простых людей. Как они меня могут коснуться? Да никак! Абсолютно! Я патриот своей страны, мне нравится политика Путина, я благодарен, что Россию подняли с колен. Мне нравится, что у нас есть своя позиция, что мы начали сотрудничество с Китаем, Индией, Аргентиной. Нам сейчас надо страну развивать. Она огромная, и все у нас будет хорошо. Что касается Украины… Я любил Киев — это один из любимых городов, у меня там племянник, коллеги. Мы всегда очень хорошо друг к другу относились и друг над другом подшучивали. Называли «москалями» и «хохлами», в шутку! Думаю, придет у них новое руководство, и что-то поменяется, их ненависть мне непонятна. Они переписывают историю, хотя должны быть нам благодарны!
— Вы играете в театре, снимаетесь в сериале, учите студентов. Вас дома-то видят?
— Только утром и вечером.
— Кстати, какой вы преподаватель?
— Жестокий.
— Да что вы? И в чем это проявляется?
— Если что — безжалостно выгоняю студентов.
— За что?
— За лень.
— А если человек талантливый?
— Талантливый не может быть ленивым! Если студент бездельничает, то каким бы он талантливым ни был, он начнет отставать.
— По ночам совесть не мучает, мол, отчислил ребенка?
— Нет. Я всегда все продумываю, взвешиваю, и если решаю выгнать, то выгоняю.
— Действительно жесткий человек. А дома вы какой?
— Мужчина — всегда главный. Я зарабатываю деньги, и все, что у меня есть, это добыл я. Не надо тратить время на обсуждение каких-то вопросов: я сам решу, как должно быть в доме! Всегда! Если начинаешь что-то обсуждать, то ничего не будет. Это в Думе пусть обсуждают, а у себя я сам решу!
— Сложный у вас, оказывается, характер.
— Непростой. Ну а у какого мужчины может быть простой характер? Как, впрочем, и у женщины.
— Интересен человек со сложным характером?
— Конечно. Это человек, который знает, что ему надо.
— А что вам надо?
— Я стараюсь достичь только одного: максимального профессионализма. Моя работа позволяет мне не останавливаться. Есть и молодые Ромео, но есть и Фирсы. Живи и наслаждайся. Я не устаю от нее. Когда тебя принимает зритель — это счастье.
— Перед выходом на сцену волнуетесь?
— Конечно. Это обязательно. Говорят, Ермолову держали несколько человек — так ее колотило. Но как только она выходила к зрителю — все прекращалось.
— Последний вопрос — ожидаемый для первого номера 2016 года: что пожелаете нашим читателям?
— Здоровья и исполнения желаний в наступившем Новом году. Все же мы в душе остаемся детьми и ждем какого-то подарка от судьбы на Новый год. Желаю, чтобы у вас оставалось ощущение необыкновенного праздника и волшебства.
— Сами какого подарка ждете?
— Я — актер. У меня одно желание: хочу интересную роль!
СПРАВКА
Борис Клюев родился в Москве в 1944 году. Народный артист Российской Федерации. Профессор, руководит курсом в Щепкинском училище, которое в свое время и окончил. В 1969 го ду поступил в Малый театр и почти полвека служит в нем. Впервые дебютировал в фильме «Конец «Сатурна» в 1967 году. Затем было множество ролей: графа Рошфора и герцога де Гиза, Дубова и отца семейства Воронина. Награжден орденом Дружбы и орденом Почета.
Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Южные горизонты».