Свободным движением кисти

SONY DSC

Царицынская студия городецкой росписи стала победителем конкурса «Во имя жизни на Земле».

Россия богата на народные промыслы. Это наше наследие и наши традиции. Сохранить уникальную культуру удалось во многом благодаря таким энтузиастам, как художник, педагог высшей категории Светлана Акимова. Закончив Строгановское училище, она пять лет работала в Доме пионеров в Хамовниках, где и занялась городцом. Ее подопечные завоевали первые награды на городском конкурсе «Юные таланты Московии». Увлеклись, и даже после того, как Светлана перешла работать в Царицыно, они пришли следом. Центр детского творчества «Логос» существует уже более 20 лет. Недавно его объединили со школой № 1466, директор, теперь уже комплекса, Татьяна Чугунова оставила все декоративно-прикладное направление бесплатным.

В студию городецкой росписи «Вдохновение» берут всех, главное, чтобы были желание и усидчивость.

— Иногда думаешь, ручки слабенькие, уйдет. Смотришь, начинает получаться, и даже успехи первые появляются, — говорит Светлана.

На начальном этапе изучают кистевой мазок. Второй этап — роспись цветочная. Городец, в отличие от хохломы, предполагает не только цветы, поэтому далее пишут животный мир. Затем сюжетная роспись: чаепития, народные гуляния, катание на санях и каретах.

— Рука раскрепощается, пальчики двигаются с кисточкой, развивается моторика и кругозор, дети больше читают о народных промыслах, ведь это исконно русский вид деятельности, — воодушевленно рассказывает Светлана Акимова.

Изучение народности в творчестве воспитывает эстетический вкус, любовь к народной росписи, дает чувство художественного ритма и колорита, что немаловажно для общего развития. Когда ребята становятся опытнее, начинают делать сложные авторские работы.

— Правда, я родителей всегда предупреждаю. Если человек жить не может без творчества, каждый день пишет — это одно, тогда идите этим путем, милости просим. Если занимается росписью, потому что «надо», ищите другое место, это не дело — жестко говорит Светлана.

— По сути, я осталась художником, да и дело приятное, видишь результаты своего труда. Когда мы привозим работы на городской конкурс, на нас уже равняются, уровень сильный у коллектива. Главное, чтобы реформирование не по- мешало, где-то все переводится на платную основу. Я считаю, что в данном случае так было бы неправильно — это не массовое искусство, и остаются в нем только те, у кого есть и способности, и увлеченность. Не все могут за это платить, — это уже о наболевшем.

Педагог рассказывает, как ездила в Вологду на фабрику кружева «Снежинка».

Там осталось 30 художников, и те разошлись в надомники. Лен нигде не сеется — нет площадей. Народный промысел выживает, в том числе и городец. Было время, даже производство прекратилось, все по домам разошлись. Но с приходом нового руководства промысел стали поднимать.

Руки складывать не собираются, есть своя школа, ученики, преемственность поколений.

— Думаю, они воспрянут. Это не конец. Это наши народные корни, и если мы их потеряем, мы лишимся своего лица, — заключает художник Светлана Акимова.

Справка

«Городецкая роспись» — от названия древнего русского города Городец, что стоит на левом берегу Волги и основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры) выполняется свободным мазком с черной и белой графической обводкой.

Для изделий используется древесина из окружающих город лесов.

Подробнее читайте в свежем номере газеты «Южные горизонты».

Новости партнеров