Марина Гладкова: Смена приоритетов
Авторская колонка Марины Гладковой, шеф-редактора газеты «Южные горизонты»:
- Утром в дремлющей маршрутке девушка в красном, не замечая окружающих, оживленно разговаривает с кем-то по телефону.
- И ты представляешь, они даже костер развести не умеют! Не знают, как дрова топором рубить. Мы были совершенно другими! - глядя на ярко-алый маникюр дамы с трудом представляю ее разводящую костер. Но метаморфозы городских жителей причудливы. А дама не унимается:
- Представляешь, мы разбили лагерь у реки, а они меня спрашивают, где воду брать? Пошутила. Говорю, ждем дождя и собираем. Так они поверили! Стали искать во что собирать дождевые капли.
Пассажиры маршрутки, вынужденные слушать громкоговорящую девушку, проявляют заинтересованность. Бабушки, кажется, вот-вот начнут поддакивать и приводить свои примеры, как молодое поколение не приспособлено к жизни.
Девочка лет трех, сидящая напротив меня рядом с мамой, не замечает происходящее. У нее на коленях, как у взрослой - планшет. Крохотные пальчики ловко выбирают нужное окошко и меняют одну игрушку на другую. Не каждый взрослый с такой легкостью пользуется планшетом как этот ребенок.
Вся эта утренняя ситуация напомнила мне удивительный исторический парадокс: переход между палеолитом и неолитом.
Если посмотреть на искусство палеолита, то нарисованные на стенах изображения будут выполнены с точностью достойной современных художников. Знаменитый бык из пещеры Альтамира - пропорции соответствуют настоящему животному, у лежащего животного правильно переданы все повороты лап. Древний художник показывая, что нога развернута, изображает даже пятку задней ноги.
И таких реалистичных изображений уйма.
Но вот на смену палеолиту приходит неолит. И вместо четко прописанных животных, появляются схематичные изображения: два палочки с кружочком - человечек, еще две палочки - человек на лыжах. Никаких тебе ракурсов, никакого соблюдения пропорций. Что это? Деградация? Как любят писать скорые на суждение школьные учебники.
Абсолютно схематичные изображения, но если приглядеться, в них можно увидеть последовательность и "прочесть" рассказ. Так, в найденных памятниках в Заонежье можно разобрать схему загонной охоты.
То есть вместо красоты изображения важен рассказ, а все сопутствующие детали за ненадобностью опускаются. То есть происходит не деградация, а смена приоритетов. Еще века и эти схемы превратятся в письменность.
...Глядя на то как современные дети ловко орудуют гаджетами, но не умеют разжечь костер, впору задуматься о смене приоритетов. И прежде чем огульно выносить суждения, попробовать разобраться, для чего нужны эти навыки и какое будущее нас ждет.