Тайны лежачего Небоскреба

Самый длинный дом Москвы с высоты птичьего полета.
Самый длинный дом Москвы с высоты птичьего полета.

Этот дом на Варшавке — длиной в три автобусные остановки. Здание верно служит науке и по сей день.

Варшавское шоссе, одна из важнейших автоартерий Москвы, движение не замирает здесь ни на секунду. Дома мелькают за окнами автомобиля, и рассмотреть их повнимательнее можно, лишь стоя в беспросветной пробке. Но это здание — другой случай. Жители округа называют его «лежачим небоскребом», и если поверить им, то даже башня «Федерация» не смеет с ним спорить. Точная длина здания — 735,8 метра.

— Проект этого здания, в котором и сейчас находится Научно-исследовательский центр электронно-вычислительной техники, был создан архитектором Всеволодом Воскресенским еще в 1969 году, — рассказывает специалист по советской архитектуре, москвовед Денис Родомин. — Строительство началось в 1972 году. Дом в виде большой дуги должен был стать частью большого комплекса научных учреждений. В центре этого ансамбля планировалось построить башню. Но в итоге на свет появился только «лежачий небоскреб» и еще две архитектурные дуги ближе к МКАД.

Проект научного городка не получил должного финансирования: нетипичные сооружения требовали к себе особого внимания и больших средств.

— В итоге некоторые элементы здания приходилось создавать по-настоящему кустарными методами, — продолжает Денис Родомин. — Строительство затянулось. Дом был сдан в эксплуатацию только в конце 80-х годов. Внутри он заметно отличался от изначального проекта. Впрочем, это вполне может быть связано не столько с отсутствием средств, сколько с требованиями времени. «Лежачий небоскреб» лишился ряда помещений, предназначенных для ЭВМ, которые со временем стали значительно меньше.

Легенды о здании стали появляться уже на первых этапах его строительства. Одним из самых популярных стал миф о неимоверно длинных коридорах, по которым сотрудники ездили сначала на велосипедах, а с течением времени пересели на электрокары.

— Конечно же, ничего подобного в реальности нет, — Денис Родомин смеется. — Здание разделено на 12 секций и имеет сложную систему коридоров.

Научно-исследовательский центр электронно-вы чис ли тельной техники занимался разработкой бортовых вычислительных машин для советских космических кораблей. Примером такого оборудования может служить знаменитый комплекс «Аргон».

— Поскольку здание центра всегда было объектом особо охраняемым, то появились легенды о том, что две других «дуги», созданных в том же районе архитектором Воскресенским, на самом деле призваны отвлекать от него внимание шпионов, — рассказывает Денис. — Но и это, конечно же, байка: когда здание было спроектировано, а тем более построено, подобные ухищрения не помогли бы против новых разведывательных систем.

Почвой для многочисленных легенд о здании на Варшавке стали и вариации на тему советского подземного города. Бункеры и тайные ходы мерещились многим под каждой монументальной постройкой того времени.

— Под зданием научного центра действительно был сделан цокольный этаж, — поясняет Денис. — В нем располагалось охлаждающее оборудование для ЭВМ.

Здесь находились небольшие технические фонтанчики, работающие круглосуточно. Без них машины бы просто не выдержали нагрузки. Но никаких бункеров на этой территории не было и в проекте. Когда «лежачий небоскреб» был окончательно достроен, стало ясно — средств на продолжение проекта так и не появится.

— Началась перестройка, а затем случились известные события 1991 года, — рассказывает Денис. — Было уже не до строительства масштабных научных кластеров. Так три южные «дуги» и остались лишь напоминанием о масштабной идее. Реконструкций «лежачий небоскреб» пока не испытывал, как и серьезного ремонта, хотя плановые работы в здании проводились.

Научно-исследовательский центр продолжал свою деятельность и в эпоху развала СССР, и при Борисе Ельцине. Ученые не прекращают работы и сегодня. Здание центра все так же находится под особым контролем.

— Сегодня предприятие занимается разработками в сфере IT-технологий, — рассказывает Денис. — В планах — выход на отечественный рынок с собственными суперкомпьютерными системами.

Новости партнеров