Под песню звонкую трамвая...

Но стареть он не собирается! Да и не до этого ему: сейчас предприятие обслуживает и Южный округ столицы, и Центральный и может справедливо гордиться и качеством услуг, и своей историей.

Любовь к трамваям у москвичей неизбывна. Ведь трамвайчики, заменившие некогда популярные конки, — это самый уютный вид городского транспорта.

Его мелодичное позвякивание, напоминающее песню ложки в стакане в поезде, — это и романтика, и символ надежности: трамваям не страшны пробки, и их в целом неспешный бег оборачивается, благодаря рельсовым путям, рекордными по скорости перемещениями по столице.

ДЕТИЩЕ ШУХОВА

В 1909 году интерес к трамваям был на взлете. Проект для Замоскворечного трамвайного парка создавал сам Владимир Шухов, знаменитый впоследствии архитектор, в ту пору и сам еще не знавший, что вскоре неподалеку от депо вырастет башня, которая будет носить его имя. Шухов все сделал по уму: помещение на 200 вагонов расположилось рядом с мастерскими, да и в целом парк для своего времени был очень современен, а примененные при его строительстве инженерные решения позволяли экономить энергию — тепловые потери здания были минимальны. Тогда в парке было 72 моторных вагончика и 25 прицепных. Профессию вагоновожатого начали культивировать позже, но восхищались ей уже тогда, да и до сих пор водитель трамвая кажется немного волшебником.

МОРЯК-БАЛТИЕЦ И ВАГОНОВОЖАТЫЙ

В 1917 году трамвайных дел мастеров охватил огонь революционных настроений. И тут нужно рассказать о человеке, который сыграл огромную роль в этой части истории депо — Петре Апакове.

Родился он в 1887 году, до депо успел поработать на папиросногильзовой фабрике и послужить матросом на Балтике. А в 1911 году, после трех лет службы, пришел в Замоскворецкий парк. Революция захватила его полностью. После февральских событий 1917 года силами Апакова в депо была создана партийная ячейка, которую он возглавил, а затем при его участии были организованы отряды Красной гвардии в Замоскворечье. Во время Октябрьского переворота Петр бился с юнкерами в районе Остоженки и Большого Каменного моста, а потом, по его же инициативе, в депо оборудовали бронированные вагоны, которые использовались в уличных боях. Когда все немного успокоилось, бывший вагоновожатый еще плотнее занялся партийной работой, стал заместителем председателя Замоскворецкого райсовета.

Но судьба его была трагична — то ли в 1919-м, то ли в 1921 году его, одного из контролеров проведения продразверстки, спалило огнем крестьянских бунтов, по одним сведениям, под Казанью, по другим — под Саратовом. Но имя сохранено: ныне его носит и депо, и проезд в центре Москвы. То, что депо не простилось с именем революционера, вызывает почтение: как бы ни менялось отношение к собственной истории, разрушение памятников и предание забвению имен исторических деятелей — явно не лучший путь развития.

Уже больше века депо беззаветно предано своему делу. Для Южного же округа трамвайчики — история особая. Когда еще не была построена серая ветка метро, именно они, звонкоголосые, возили людей на работу по Чертановской улице и не только. И сегодня депо имени Апакова своими трамваями связывает разные точки округа между собой: с улицы Янгеля можно доехать до Москворецкого рынка или Серпуховского Вала, из Нагатина — добраться до Калужской площади. Ну а поездка на трамвае с юга столицы в центр вообще напоминает экскурсию, поскольку маршруты Балаклавский проспект — Чистые пруды или Балаклавка — Университет проходят по живописным улицам округа. Ну а когда на линию выходят ретротрамвайчики, впору прослезиться, настолько они трогательны.

БУДУЩЕЕ - ЕСТЬ!

...Ни Шухов, ни кто другой и представить не могли, какой трамвайный бум начнется в Москве. В 1930-е годы молодое предприятие пришлось расширить и реконструировать. И в войну трамваи верно служили людям. В 1950-е годы в депо испытывали новые модели трамваев, а кроме того, издавали учебные пособия.

Ну а сегодня трамваи возвращаются в город после некоторого забвения. «Апаковцы» всегда верили, что у их звонкоголосых любимцев есть будущее. И оно, конечно же, есть.

С днем рождения, депо!

СПРАВКА

Сегодня Трамвайное депо имени П. Апакова обслуживает 196 пассажирских трамвайных вагонов, которые ежедневно выходят на девять маршрутов: это номера 1, 3, 14, 16, 22, 26, 39, 47 и А («Аннушка»), идущая в центр города. В депо работают без малого 800 человек, вместимость депо составляет 205 вагономест.

Новости партнеров