Корабли постоят и ложатся на курс...

9 октября 2016 года. Москвичка Мария Евченко около Южного речного вокзала. Фото: Пелагия Замятина.
9 октября 2016 года. Москвичка Мария Евченко около Южного речного вокзала. Фото: Пелагия Замятина.

По истории Южного речного вокзала можно «читать» историю нашей страны.

В далеком 1933 году благодаря амбициозным планам советского правительства на Нагатинской набережной появилось любопытного вида деревянное здание. Похожее на огромную беседку, напоминающее южные, смотрящие на Черное море, дома, оно явно выбивалось из архитектурной стилистики того времени. Таков был Южный речной вокзал, пункт отправления теплоходов из Москвы в Горький (Нижний Новгород) и Уфу, позже ставший центром эвакуационных перевозок. А в печально известном 1937-м, когда завершилось строительство канала Москва-Волга и столицу решили превратить в крупный порт, неподалеку развернулось строительство и Южного речного порта, ныне — крупнейшего предприятия транспортной отрасли. Но начнем наше путешествие в прошлое с истории вокзала — какникак, ведь это он — местный старожил.

АРХИТЕКТОР С ПРЕТЕНЗИЕЙ

Удивительным образом «параллелятся» иногда истории людей и созданных ими творений.

В 1901 году в Одессе в многодетной семье Хигеров родился мальчик Рома. Окончив местный строительный техникум, подающий надежды студент был отправлен профсоюзами на продолжение учебы в Москву.

Рома сначала учился в Политехе, затем, после его расформирования, в МИГИ и МВТУ. Его архитектурные проекты были новаторскими, возьми хоть проект бани на хуторе или «продвинутого» пассаж-отеля с рестораном на крыше.

В 1926 году Хигер окончил учебу, запомнившись преподавателям ярким дипломным проектом — «Дворцом труда». Вчерашний студент уверенно смотрел в будущее.

КРИТИК ПО ДУХУ И СУТИ

В конце 1920-х годов между представителями различных архитектурных направлений шли «бои». Хигер был ярым поборником конструктивизма и лихо громил все прочие течения как устно, так и письменно, в специальных журналах.

Надо признать, что при этом именно непримиримый Хигер первым описал творчество ярчайших представителей архитектуры 1920-х годов, в том числе своего учителя И. А. Голосова и К. С. Мельникова.

Вообще деятельность Романа Яковлевича на архитектурной, больше теоретической, ниве была многогранной: он плотно занимался вопросами жилищного строительства, был членом статусных комиссий, преподавал в Московском архитектурном институте. И его Южный вокзал получился теплым и солнечным. Он напоминал ему детство на берегу моря. И пусть вокзал и «смотрел» не на море, а на реку, все равно отсюда можно было махнуть далеко-далеко!

Но в 1949 году одна из советских газет опубликовала статью «На ложных позициях», в которой Хигер и его проекты были обвинены в космополитизме. Газета была его палачом: он в ужасе читал о своем «рабском преклонении перед американской строительной практикой, неприкрытой пропаганде вздорной сказки о жилищных условиях трудящихся в Америке». С кем было спорить?! И о чем? Прошел месяц-другой, и разом постаревшего архитектора лишили ученой степени, а затем уволили из Академии архитектуры. Это было для него непереносимым ударом. После тяжелой болезни Роман Хигер оглох, общаться мог только по переписке, хотя прожил немало — он скончался в 1985 году, до того перебиваясь лишь случайными заказами и почти всеми забытый. Примерно такое же забвение переживал вместе со своим «отцом» и Южный речной вокзал...

НОВАЯ ВОЛНА

В 1972 году, спустя сорок лет (!) после постройки, здание «хигеровского» вокзала разобрали. Осталась лишь пристань «Речной вокзал», позже переименованная в «ЗиЛ». После сноса здания неподалеку поставили дебаркадер; он и «работал» вокзалом до 1985 года. В год смерти своего создателя вокзал обрел второе дыхание: на противоположном берегу для него построили новое здание. В нем не осталось ничего «южного», но появилась некоторая помпезность. Чего стоят хотя бы пять богинь, символизирующие пять морей, аналог судна аргонавтов, претенциозный шпиль-мачта...

Он — другой, но по-прежнему готов нести людям радость, даря им незабываемые путешествия по городам России. И, может быть, ваше главное путешествие тоже начнется тут.

Новости партнеров