Музыкант Аркадий Шилклопер: Инструмент – это возможность высказаться
Знаменитый российский музыкант, исполнитель на таких редких духовых инструментах, как валторна и альпийский рог, аранжировщик и импровизатор Аркадий Шилклопер накануне отметил свой 60-летний юбилей. О том, можно ли научить играть на альпийском роге, где заказывают редкие инструменты и почему швейцарцы любят музыканта из России больше своих рожкистов, узнала корреспондент «ЮГ» Елизавета Лукашина.
- Аркадий, Вы являетесь единственным русским музыкантом, играющим на альпийском роге. Можно ли сказать, что он стал по-настоящему музыкальным после того, как вы его «одушевили»?
- Он и был раньше. Для него писали такие знаменитые композиторы, как швейцарец Тед Виллер. Виллер написал три концерта для альпийского рога. Я играл один из них. Говорят, что третий невозможно сыграть. У меня нет нот, может быть, я и сыграл бы. Другой композитор - Александр Розенблатт. Много лет назад он написал для меня «Концертино 13» для струнного оркестра и альпийского рога. Нет, есть музыка и есть концерты.
- А можно ли обучить игре на альпийском роге?
- Конечно, можно! Это как обычный инструмент. Но на альпийском роге лучше всего сыграют валторнисты. По строю он – почти что натуральная валторна.
- Самый первый альпийский рог Вам подарили. А сейчас Вы заказываете их?
- У меня их много. Четыре альпийских рога мне подарили. Последний я заказал, это мой лучший рог. Этот инструмент считается традиционно швейцарским, но заказывал я его в Германии.
- Говоря о традиции, наблюдаете ли Вы возврат интереса к этому необычному инструменту?
- Рог в Швейцарии всегда был популярен, однако благодаря мне игрой на альпийском роге стала интересоваться молодежь. Инструмент стал развиваться не только в сторону традиции, когда играют трехголосные пьесы. Появились сложные и необычные, новые римтмические и иногда полиритмические пьесы. Конечно, у меня появилось много фанатов. Взрослые альпийские рожкисты мне говорят, что их дети с удовольствием слушают мои диски, потому что им нравится, что на альпийском роге можно играть как-то по-другому, не только традиционно.
- В философском смысле этого слова, что для вас – альпийский рог?
- На самом деле я не придумывал для него какой-то особенной квалификации. Я доволен, что сейчас нашел инструмент, который, видимо, много лет искал. Инструмент – это возможность высказаться. Ощущение, что он тебе поддается, позволяет творить.