Счастливый дом баталиста Верещагина

Начало XX века, Москва, Нижние Котлы. Василий Верещагин с женой Лидой в мастерской художника.
Начало XX века, Москва, Нижние Котлы. Василий Верещагин с женой Лидой в мастерской художника.

Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце, но свое счастье обрел на окраине Москвы.

Он долгие годы был уверен, что станет военным. Форма Морского кадетского корпуса была ему к лицу, а война притягивала. Великий князь Константин Николаевич благосклонно смотрел на представленного ему отличника-выпускника.

— Есть ли у тебя пожелания? Проси — по случаю.

И Верещагин попросил об… отставке. Князь задохнулся от гнева. Мерзавец! Одет-обут-выучен на казенные деньги, и вот — итог?! Скандал был нешуточный.

Родители лишили отступника наследства, но упрямый Вася все равно поступил в Академию художеств.

Правда, потом бросил ее, устав рисовать то, что «было далеко от жизни».

После путешествия на Кавказ и обучения живописи в Париже он откликнулся на призыв генерал-губернатора Туркестана К. Кауфмана стать при нем штатным художником. И так оказался на службе в Самарканде. Вскоре русский гарнизон подвергся нападению бухарцев. Их было больше в разы. Верещагин выказывал чудеса смелости и по сути принял командование на себя. Гарнизон выстоял. Вернувшийся из поездки губернатор был потрясен случившимся и отдал Василию свой Георгиевский крест. Не признавая наград, эту Верещагин носил с благодарностью.

Он быстро все понял про вой ну, больше не хотел и не любил ее. Его живопись стала гимном солдатской чести и развенчивала бесчеловечную суть войны.

Он много путешествовал сам, его полотна ездили по миру, художник даже был выдвинут на Нобелевскую премию, но получить ее помешал скандал: Верещагина заподозрили в шпионаже в пользу России, что до сих пор не доказано, но и не опровергнуто.

На вершине славы

Уже став мировой знаменитостью, Василий Васильевич начал мечтать о собственном доме. И нашел для него прекрасное место — в районе Нижних Котлов, тогда — на окраине Москвы. Тут все было его сердцу мило: излучина реки, тишина, уединение.

Он приехал сюда с надеждой на счастье и обрел его тут. Первый брак его с немкой Элизабет Фишер быстро распался, и вот забрезжило новое счастье. Выставку картин в Америке Верещагин решил провести под музыку — для усиления восприятия. Отправиться за океан для игры на рояле решилась лишь одна претендентка — скромная пианистка Лидочка Андреевская. В 1890 году они поженились. Вскоре родилась дочка Лида. К 1892 году дом, сделанный по его же чертежам, был достроен.

Адрес звучал просто: Москва, за Серпуховской заставой, деревня Нижние Котлы.

Идеал для жизни

Спустя много лет сын художника, тоже Василий, вспоминал, что «земельный участок под усадьбой примыкал к левой стороне шоссе, отходившего от единственной в то время улицы в Нижних Котлах в направлении к селу Коломенскому.

(...) Высокий холм, на плоской вершине которого была расположена усадьба, круто спускался в сторону реки Москвы, образующей в этом месте дугу...» Идеальное место! Ведь Верещагину нужно было жить именно на возвышенности: перенесенная в Самарканде малярия обострялась во влаге и вызывала приступы.

В этом доме все было продумано до мелочей. В центре участка стояли здание с кузней и баня. Бревенчатый сруб обшили досками и законопатили, и, несмотря на ветра, в нем было тепло.

Только двухсветная, в два этажа в высоту, мастерская, занимавшая половину дома, была холодной.

Василий Васильевич с Лидочкой жили на первом этаже, дети — Василий, Аня и Лида (младшая, Лида старшая погибла о туберкулеза в шесть лет), няня, бабушка и воспитанница семьи, еще одна Лида, Рыкова, дочка их покойной домработницы, — на втором.

Характер у Василия Васильевича был не сахар. Домашние повиновались ему абсолютно. Он не терпел и слова неправды, работать в мастерской начинал с пяти утра, и никто не имел права беспокоить его. Но при всем этом жену и детей он любил безмерно.

Узнав о том, что муж собирается на Русско-японскую войну, Лида заплакала. Но перечить не стала — это было бесполезно. Шел 1904 год. Она проводила его до порога, предчувствуя беду...

Без следа

...Он уже грезил окончанием боев. И 31 марта 1904 года не собирался в рейд, зная, что в море на броненосце с моряками выйдет художник Метелица. Но тот приболел. Верещагин, человек долга, безропотно отправился на «Петропавловск». В половине десятого утра он сделал набросок в альбоме. Туман вдруг поднялся и исчез: «Петропавловск» оказался нос к носу с армадой адмирала Тога.

В бой решили не вступать. Броненосец развернулся… Мина будто ждала его. Последнее, что видел Верещагин, был Порт-Артур — где-то там, вдалеке. А еще дальше остались жизнь и семья.

Море поглотило «Петропавловск» за две минуты.

…Ни могилы, ни креста.

Спустя годы так же бесследно исчезнут под водами Рыбинского водохранилища и могилы родственников Верещагина.

Смерть художника стала драмой для его семьи. Дом был продан. Вдова Верещагина Лидочка в 1911 году покончит с собой. Сын Верещагина Василий похоронит обеих сестер: Аню — в 1917-м, Лиду — в 1930-м.

Ну а его судьба сложится удивительно. Он окончит юрфак Московского университета, отправится добровольцем на Первую мировую, где будет награжден за храбрость — как отец! — Георгиевским крестом.

А потом жизнь занесет его в Чехию, где он останется работать на строительстве дорог. До конца жизни (Василия Верещагина-младшего не стало в 1981 году) он будет радоваться встречам с русскими и вспоминать родину, их когда-то счастливую семью и необычный дом своего детства.

Картины Василия Верещагина — из числа нестареющих. Самое известное его полотно — «Апофеоз войны» — многие годы пытается донести до потомков мысль о безнравственности любой бойни. Увы, это безмолвное обращение слышат не все и не всегда...

Новости партнеров