Владимир Хотиненко: Всю ночь беседовал с Достоевским

Режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко
Режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко

Режиссер представил свою первую книгу «Зеркало для России»

Классик отечественного кино Владимир Хотиненко свой последний — 25-й фильм «Наследники» снимал в Царицыне. В одном из залов дворца-усадьбы была развернута выставка из материалов фильма, посвященного Сергию Радонежскому. Сегодня в книжных магазинах округа Владимир Иванович представляет свою первую автобиографическую книгу «Зеркало для героя».

В интервью с корреспондентом «ЮГ» Владимир Иванович вспоминает самые главные события, о которых рассказал в книге.

- Владимир Иванович, как вы, выпускник Свердловского архитектурного института, пришли к решению стать кинорежиссером?
- Я любил архитектуру, с отличием окончил Архитектурный институт и горел желанием строить красивые здания... Наверняка построил бы, точнее, спроектировал. Но однажды прочитал в журнале критическую статью о творчестве Луиса Бунюэля, где меня зацепила фотография с муравьями, ползающими по оторванной руке. Это кадр из фильма Бунюэля, который он снимал совместно со своим другом Сальвадором Дали, «Андалузский пес». Потом посмотрел эту картину и понял, что хочу быть режиссером. Приехал в Москву и поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов.

- Ваша мастерская во ВГИКе «режиссура игрового кино» по праву считается одной из лучших не только в России, но и в мире. В прошлом году правительство Москвы за педагогическую деятельность наградило вас премией. Если начистоту: хороших ли профессионалов вы готовите для отечественного кинематографа?

- Да, такой слух в кинематографических кругах «ходит», что мастерская, которую я веду вместе с Владимиром Фенченко, — одна из лучших. Но в нашем деле очень важно не расслаб¬ляться и быть мобильным. Ведь кино — искусство очень динамичное, стремительно развивающееся, зависящее от техники, и поэтому процесс обучения режиссеров требует поиска и новых решения. Я — против академизма. Мы выпускаем талантливых режиссеров. Наш прошлый курс — очень перспективный. И сейчас на третьем курсе учатся хорошие ребята и девушки. С первого занятия — практика.

- Без какого качества невозможен большой режиссер?

- Главное талант и ироничное отношение к себе. Когда я учился на Высших курсах режиссеров и сценаристов, Отар Иоселиани рассказал случай из своей жизни, который научил и его, и меня сохранять долю иронии к себе. Отар только что окончил ВГИК и монтировал свой фильм на киностудии «Грузия-фильм». В перерыве зашел в магазин, и встретил там своего одноклассника. На вопрос одноклассника: «Чем занимаешься?», Иоселиани ответил: «Кино снимаю». А в ответ услышал: «Отар, ну что ты такой ерундой занимаешься».

- В книге «Зеркало для России» вы рассказываете о встречах и беседах с другими режиссерами?

- Да, рассказываю. До того как начать снимать свое кино, я работал ассистентом у Никиты Михалкова на фильмах «Обломов», «Раба любви». Тогда и познакомился с плеядой выдающихся людей, с которыми встречался и на съемках Никиты Сергеевича, и на других съемочных площадках. Например, я видел, как Андрей Тарковский снимал фильм «Сталкер».

- Вы — автор многосерийного фильма о жизни Федора Достоевского «Достоевский» и экранизации «Бесы». Взгляды Достоевского на Россию близки вам?

- Федор Михайлович — писатель-пророк. К большому сожалению, его роман «Бесы» поразительно актуален. Когда я снимал фильм «Достоевский», прежде всего хотел показать живого человека, с большими страстями, ранимого, ищущего. С Федором Михайловичем у меня есть метафизическая связь. И в своей книге «Зеркало для героя» я рассказываю ряд метафизических историй, связанных с Достоевским.

- Пожалуйста, расскажите самую мистическую историю?

- Я был в итальянском городе Больцано, где похоронена дочь Федора Михайловича Любовь Федоровна. Ночью мне приснился Федор Михайлович — первый раз в жизни. Перед этим я подумал, что неплохо было бы сходить к дочери Достоевского на могилу. И той ночью, во сне, я разговаривал с Федором Михайловичем. Он просил меня проведать его любимую дочь. Когда я сталкиваюсь с такими метафизическими явлениями, то искренне радуюсь. Мне нравится ощущать рок.

- Наверняка есть мысли о новой картине?

- Мысли есть, только для их реализации надо найти деньги. Меня потряс роман Алексея Варламова «Мысленный волк», который я прочитал два с половиной года назад. В голове каждого из нас есть некий «мысленный волк». Это тоже метафизика. Еще хочу экранизировать роман Валерия Залотухи «Свечка», над которым он работал 12 лет.

Новости партнеров