Александр Митта: Снимать фильмы с высоким градусом

22 марта 2016 года. Режиссер, сценарист, актер Александр Митта
22 марта 2016 года. Режиссер, сценарист, актер Александр Митта. Photoexpress

Режиссер искал натуру для своих картин в парках округа

Обладатель приза ХХХ церемонии «Ники» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф», режиссер Александр Митта любит бывать в «Коломенском» и в «Царицыно». Он выбирал здесь натуру к своим картинам. А фильмы Александра Наумовича знает каждый: «Экипаж», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Сказка странствий»...

- Александр Наумович, как рождаются новые идеи в голове режиссера-постановщика?

- Они рождаются по-разному. Иногда случается, что уже на площадке предыдущего проекта возникает идея следующего. Если есть финансирование, то перерыва в работе у режиссера может не быть долгие годы.

- А чем занята голова постановщика на съемках?

- Как правильно поставить декорацию, как грамотно развернуть в ней съемочную технику. Тут помогают художники. Я работал с изумительным Игорем Лемешевым над «Сказом про то, как царь Петр арапа женил». Да и сын у меня — художник, у него прекрасные идеи (художник-постановщик фильмов «Прогулка» Алексея Учителя и  «8 ½$» Григория Константинопольского. — «ЮГ»).

- Кем были ваши родители? Чем занимается супруга?

- Отец занимался металлопокрытиями для автомобилей на знаменитом ЗИСе. Мама была известным человеком в Министерстве рыбного хозяйства. В 1937-м отец репрессий избежал, хотя был на грани, а маму все же посадили. Многих наших родственников расстреляли. Моя супруга — художница, и поэтому мы с ней много лет прожили в доме художников на «Баррикадной». Жилье наше небольшое, но когда мы туда только въехали, оно для города было столь уникально, что нас даже однажды попросили власти принять у себя в гостях Фонду и ее супруга Тернера, приехавших в Москву впервые. Чтобы показать, как шикарно живут советские художники.

- Смешно. А как вы вообще отдыхаете?

- Вообще-то та жизнь, которая у людей называется «важная и значительная», у меня находится в зародышевом состоянии. После окончания проекта я усаживаюсь перед экраном и ловлю себя на мыслях о дальнейших планах. Еще есть книги. Я и по сей день не в состоянии спокойно ходить мимо книжного магазина. Если захожу, то непременно какую-нибудь новинку покупаю. С удовольствием езжу в Париж, хожу там в музеи.

«Гори, гори, моя звезда» (1970). Елена Проклова и Олег Табаков
«Гори, гори, моя звезда» (1970). Елена Проклова и Олег Табаков

- Что интереснее снимать — сериал или полуторачасовое игровое кино?

- Сериал — это единственная форма, где можно реализовать кинороман. Разбивка по 40–50 минут очень выгодна. Потому что в таких сериях энергетика фильма может быть выше нормы. По этому поводу после одного моего фильма Марк Захаров сказал: «Это картина с температурой 38,6». И я тогда решил, что сниму фильм с температурой 39,9. Но для фильма в полтора часа нужны более щадящие условия. Человеку сложно долго находиться в таком 22 марта 2016 года. Режиссер, сценарист, актер Александр Митта «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976). Владимир Высоцкий (справа) и Алексей Петренко «Экипаж» (1979). Слева направо: Юрий Горобец, Александр Павлов, Георгий Жженов «Гори, гори, моя звезда» (1970). Елена Проклова и Олег Табаков напряжении: он должен напрягаться и расслабляться.

«Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976). Владимир Высоцкий (справа) и Алексей Петренко«Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976). Владимир Высоцкий (справа) и Алексей Петренко
«Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976). Владимир Высоцкий (справа) и Алексей Петренко

- Вы учились у гения поэтического кино Довженко. Чему он вас учил?

- Он говорил: «Когда вы снимете кино, которое будет на грани ваших возможностей, то не думайте, что оно будет всем нравиться — если три человека на тысячу попадется, которым картина будет так же дорога, как вам, — это очень большое счастье». Это мудрое изречение. Многие смотрят картину, но западает она не многим. Для меня кино — это праздник, мне не нравятся фильмы депрессивные. Я убежден, что искусство, и кинематограф как его часть, призваны в людях развивать вовлеченность в происходящее вокруг, рождать ощущение полноты жизни. А внимание зала, которого мы так все активно добиваемся разными способами, еще не создает искусства. И я об этом постоянно говорю своим студентам. Искусство создает личность человека, трагизм, понимание жизни.

ДОСЬЕ

Александр Митта — режиссер, сценарист, актер. Окончил инженерно-строительный факультет МИСИ, затем работал карикатуристом в юмористических журналах. В 1960-м окончил режиссерский факультет ВГИКа, после чего и начал карьеру в кино.

 

Новости партнеров