Дружная семья: один за всех — и все за одного

23 января 2019 года. Семейство Кузнецовых (слава направо): в первом ряду – дочка Лена, отец Александр, мать Лидия, сын Александр, во втором ряду – дочки Евгения и Дарья. Фото: Алексей Орлов
23 января 2019 года. Семейство Кузнецовых (слава направо): в первом ряду – дочка Лена, отец Александр, мать Лидия, сын Александр, во втором ряду – дочки Евгения и Дарья. Фото: Алексей Орлов

Многодетные супруги Кузнецовы очень любят своих детей и по праву гордятся ими: в этом году старшая дочь заканчивает аспирантуру, сын — магистратуру, третий ребенок — школу, а самая младшая, четвертая, должна выступить на престижном музыкальном конкурсе с песней собственного сочинения. О своей большой дружной семье и о детях нашему корреспонденту рассказали жители Бирюлева Восточного Александр и Лидия Кузнецовы. 

Военное дело — семейное

1994 год. Саша и Лида Кузнецовы. Фото из семейного архива
1994 год. Саша и Лида Кузнецовы. Фото из семейного архива

Отец семейства Александр Кузнецов родился в Ташкенте. Потомственный военный, он часто вспоминает своего деда-фронтовика: тот прожил большую, сложную жизнь, успел порассказывать историй маленькому Саше. Дед умер в 1996 году. А отец Кузнецова, тоже военный, подавал пример сыну: служил по совести, там, куда отправляла Родина.

— Помню, как с родителями мотались по гарнизонам, несколько раз меняли место жительства, где только не обитали: и на Дальнем Востоке, и на Украине, только к окончанию школы осели в столице Узбекистана, — вспоминает Александр.

Когда Саша окончил школу, у него и вопросов даже не возникло, куда поступать: в советские времена было престижно носить форму, девчонки мечтали выйти замуж за военного. Парни старались быть похожими на героев фильма «Офицеры».

— Я не понаслышке знал о профессии, поэтому с детства готовился к ней, в школе занимался спортом, — вспоминает Александр. — До 4-го класса больше внимания уделял легкой атлетике: бегу и прыжкам в высоту, а потом — самбо.

После школы он без проблем поступил в Ташкентское общевойсковое училище, где комиссия обращала внимание не только на медицинские данные абитуриента, но и смотрела, кем были родители. А отец и дедушка Кузнецова дослужились до полковников. Поэтому изначально планка была поставлена очень высокая, было к чему стремиться. Забегая вперед, отмечу, что Александр Геннадьевич стал третьим в семье, кто дослужился до этого чина.

Сложные годы прошли рука об руку

Со своей будущей супругой Кузнецов познакомился тоже в Ташкенте.

— Как-то стою в очереди в продуктовый магазин за симпатичной девушкой, — вспоминает Александр. — Нашел повод что-то спросить. Так слово за слово и завязался разговор.

Девушка представилась Лидой. Александр проводил ее до дома, договорились встретиться вновь.

— Как он красиво ухаживал, писал стихи, приходил на свидания с цветами, — улыбается Лидия. — Я не устояла! А в 1992 году мы поженились.

Вскоре на свет появился первенец — дочка Аленка. А молодая семья тем временем прибыла на первое место службы Кузнецова — в Тамань. Молодой лейтенант начинал службу командиром взвода.

Шли непростые 1990-е годы. Как и везде в то время, по месту службы Кузнецовых растить ребенка было непросто. Помогали любовь и забота друг о друге. А в 1997 году Александра снова перебросили: на этот раз — на российскую базу в горный армянский поселок Кафан. Так и получилось, что история разбросала военных одной семьи — деда, сына и отца — по трем разным государствам: дедушка Кузнецова оставался жить в Ташкенте, отец служил во Львове на Украине.

В Кафане жизнь была еще сложнее. Но Кузнецовы вспоминают те годы с улыбкой: ведь тогда родился их сын.

— Бытовых условий никаких, — наперебой рассказывают супруги. — Свет дают только на два часа в сутки, водопровода нет.

Комнату приходилось топить буржуйкой, дрова заготавливали сами. Маленькому Саше на тот момент было полгода.

— Жена с детьми спали в пижамах, укутанные несколькими одеялами, а я ложился полностью раздетым, — вспоминает Александр. — Расчет один: когда потухал огонь, то начинало холодать — и я замерзал. Поэтому вставал раньше всех и начинал растапливать печку.

На далекой базе выдавали паек натуральными продуктами: консервы, тушенка и так далее. Глава семейства раз в неделю ходил на рынок и производил обмен: килограмм риса менял на килограмм макарон, банку тушенки — на мясо.

— Наладил тогда отношения с местной жительницей, у которой была корова, покупал у нее молоко и продукты с огорода, — вспоминает Александр.

Мужчина до сих пор удивляется, что, несмотря ни на что, в части все дружили с армянами. Александр считает: чем меньше у людей богатств, тем лучше они относятся друг к другу. И те отношения с соседями — подтверждение.

Но, наверное, сложнее всего было вести в таких условиях домашнее хозяйство. Лидия готовила еду на буржуйке. Но не унывала: постоянно придумывала, как порадовать родных, да и сослуживцев мужа не забывала.

Первая наша Пасха: собрала несколько консервных банок, залила в них тесто и выпекала куличики да еще разукрасила пищевыми добавками, — улыбается Кузнецова. — Угощала и сослуживцев мужа, и даже срочников. А потом на 8 Марта каждый солдатик приходил ко мне и дарил цветок – ведь я была единственной женщиной на базе и в этот день почувствовала себя настоящей королевой.

Случались и непредвиденные ситуации...

Как-то прибегает с прогулки Аленка и радостно кричит, что видела змею, — вспоминает Александр. — Мы всполошились, давай расспрашивать, как и где все произошло. А дочка радостно так отвечает: змея на дороге лежала и грелась на солнышке. Спрашиваю: ты ее трогала? И Аленка говорит: я только ей показала язык, а змея в ответ — мне…

Родители, конечно, посмеялись, но строго-настрого наказали, чтобы дочка больше не приближалась к змеям.

И вот «вахта» в армянском поселке закончилась: главу семейства перевели служить в Волгоград. Супруг чуть ли не через сутки заступал в караулы. А однажды без предупреждения его направили на учения на полигон, располагавшийся в 60 километрах от города.

Две недели нет никаких вестей, я начала переживать, вспоминает Лидия. — Не выдержала: сына оставила у соседки, а с дочкой на поезде сама отправилась на полигон.

Но оказалось, что именно в этот день супругу дали выходной, и он как раз в это время ехал домой. Вот так и разминулись.

Приезжаю на квартиру, там никого, но на столе записка: «Уехала к тебе на полигон», — улыбается Александр. — Пока помылся, приготовил поесть вернулась жена.

Много было таких случаев. И всегда, говорят супруги, помогали им юмор и любовь друг к другу.

После Волгограда в жизни Александра и Лидии была учеба в одной из московских академий, рождение еще двух дочерей — Евгении и Дарьи, много служебных командировок. А в 2014 году Александр Кузнецов, имея 25 лет выслуги, ушел на пенсию в звании полковника.

23 января 2019 года. Дети Кузнецовы (слева направо): Евгения, Лена, Дарья, Александр и питомец Евгении – пес Арман. Фото: Алексей Орлов
23 января 2019 года. Дети Кузнецовы (слева направо): Евгения, Лена, Дарья, Александр и питомец Евгении – пес Арман. Фото: Алексей Орлов

Талантливые дети

Дети радуют родителей. Старшая, Алена, — та, что показывала язык змее — всегда была помощницей родителей, помогала с младшими. Девушка улыбается: в детстве она с братом и сестрами любила играть в школу.

— Я была учительницей, а они — учениками, — вспоминает Лена. — Это у меня осталось на всю жизнь.

В школе ей хорошо давались точные науки, поэтому она поступила в Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, затем в аспирантуру — и скоро выходит на защиту диссертации. Хочет преподавать в вузе. А в свободное время вышивает картины.

— Это, во-первых, успокаивает после рабочего дня, а во-вторых, развивает моторику, — утверждает девушка.

Второй ребенок Кузнецовых, сын Александр, заканчивает юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и собирается поступать в аспирантуру. Он пишет стихи, к которым самая младшая сестренка сочиняет музыку. Даша — бойкая, активная четвероклассница — очень любит музыку. Она занимается в музыкальной школе, особенно ей нравится предмет «композиция». Педагоги еще в самом начале занятий со способной девочкой обратили внимание на ее талант. Даша написала уже более десятка вальсов и песен, среди них — «Письмо солдата» на стихи брата. С этой песней она собирается выступить на очередном музыкальном конкурсе имени Андрея Петрова, который проходит в Санкт-Петербурге. Кстати, в 2019 году на этом состязании она заняла третье место.

А 11-классница Евгения, в этом году планирующая получить в школе золотую медаль, учится в медицинском классе и мечтает стать стоматологом. При этом она очень любит животных и несколько лет назад уговорила родителей купить ей собаку.

— Я долго сопротивлялся, — вспоминает папа Александр. — У меня в детстве тоже была породистая собака, очень редкая тогда в СССР. Она даже снималась в фильме «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго». Но случилось так, что мне нужно было поступать в военное училище, родители переезжали на новое место службы, а отдать дедушке собаку было нельзя — у него была аллергия. Поэтому собаку пришлось отдать другим людям. Наш питомец долго не ел, скучал. И тогда для меня это был большой стресс.

Но характер у Жени настойчивый: после долгих уговоров папа сдался.

— Я почему-то всегда мечтала о большой собаке, — улыбается Евгения. — Сейчас каждый день встаю в пять часов утра, чтобы выгулять моего лабрадора. Мы с Арманом регулярно выступаем на кинологических соревнованиях и даже дважды становились чемпионами России.

Девушка показывает медали своего питомца. Сейчас они готовятся к новым состязаниям, каждый день занимаются на специальной собачьей площадке.

— Мой Арман все улавливает на лету, — радуется достижениям питомца девушка. — Ведь для победы нужно, чтоб он перепрыгнул через препятствие, принес брошенную палку, не взял еду из чужих рук. Я уверена в своем друге и надеюсь, что у нас все получится.

Труд и счастье

Старшие считают: уверенность в себе, в своих силах и уважительное отношение к своим собственным возможностям и способностям в душе детей посеяли родители. Что бы вокруг ни происходило, какие бы житейские бури ни проносились над семьей — Александр и Лидия всегда шли сквозь них рядом, поддерживая друг друга и защищая своих детей. И хотя отец семейства сам всю жизнь проработал на непростой службе, он с огромным уважением и почтением относится к жене: на ее плечах лежала и лежит вся нагрузка по дому, да и основная работа по воспитанию детей — а их целых четверо — тоже была на Лидии.

— Это огромный труд, — считает Александр. — Я помогал, как мог, да и старшие ребята, как выросли, начали поддерживать маму и помогать с младшими.

А Лидия улыбается и кивает. Ведь о том, что дружная семья — это всегда опора и поддержка, она знает, наверное, лучше всех.