Профессия, ставшая судьбой

11 февраля 2022 года. Машинистка Софья Дорофеева отправляется в свой первый самостоятельный рейс из Москвы до Ожерелья. Фото: Сергей Гусев/пресс-служба ОАО РЖД

Жительница Орехова-Борисова Северного Софья Дорофеева получила профессию машиниста электропоезда и отправилась в свой дебютный рейс — самой первой среди женщин-машинистов нашего города.

Наша газета следила за профессиональным становлением и творчеством Софьи с 2020 года: тогда ее рисунки электричек с крыльями стали популярны среди железнодорожников, а девушка поступила в Колледж железнодорожного и городского транспорта.

О молодой художнице и ее карьере мы рассказывали в номерах «ЮГ» от 21 августа 2020 года и 12 февраля 2021 года. Машинистка, рисующая поезда, завершила обучение и практику и теперь работает на Павелецком направлении Московской железной дороги.

Наш корреспондент проводил Соню в ее первый рейс — от Москвы до станции Ожерелье.

— Конечно, это очередная ступенька карьерного роста, — улыбается Софья. — Я мечтала водить поезда, пришла работать помощником машиниста, и логично, что человек, имеющий амбиции, хочет совершенствоваться, подниматься по карьерной лестнице.

В детстве девушка о профессии железнодорожника даже не задумывалась: хорошо рисовала и занималась в художественной школе, а рисунки выкладывала в соцсети. Софья часто ездила в Подмосковье — и электрички стали частью ее жизни.

Поезда на картинах получались у Сони живыми: словно позировали ей, хотели взлететь или обнять мир нарисованными руками. Среди поклонников ее работ появилось много железнодорожников — они рассказывали девушке, что тоже воспринимают поезда живыми и даже разговаривают с составами. После таких отзывов Соня решила, что хочет работать на железной дороге. В колледж на Каланчевской улице, где готовили помощников машинистов, девушку приняли не сразу: женщины на тот момент по закону не имели права быть машинистами. Но Дорофеева сумела настоять на своем: «Вы меня научите, дайте диплом, а там видно будет!»

— Единственное, что кулаком по столу не стучала, — вспоминает девушка. — И добилась своего — меня приняли. Некоторые считали, что машинист, к которому я попаду помощником, может не воспринимать меня как специалиста из-за того, что я женщина. Но мне попался хороший наставник — Михаил Ремезов. Мы с ним понимали друг друга с полуслова.

Затем Дорофеева добилась, чтобы ее отправили учиться и на машиниста. К тому времени нормы закона пересмотрели.

— К окончанию училища приняли закон, по которому разрешили женщинам водить поезда, — говорит Софья. — Повезло! Я верю, что судьба улыбается тем, кто целеустремленно идет к своей цели.

И вот обучение позади. Теперь — первый самостоятельный рейс. Обязательный медосмотр, отметка в диспетчерской — все процедуры Соня проходила под прицелом видеокамер. Еще недавно сесть за пульт управления поезда и помахать рукой из окна провожающим для нее было недосягаемой мечтой.

— Мы с инициативными девушкам, которые хотели связать свою жизнь с этой профессией, писали обращение в Министерство труда. И нас услышали и дали нам дорогу, — рассказывает Софья.

Занять кресла машинистов уже готовы еще четыре женщины в разных городах России, а Алена Миронова из Уфы водит поезда уже несколько дней.

— На Московской железной дороге, с ее объемами пассажирского движения и реализацией таких масштабных проектов, как МЦК и МЦД, от действий машиниста и помощника машиниста во многом зависят и показатели работы дороги, и имидж компании, — рассказывает начальник Московской железной дороги Михаил Глазко.— Сегодня девушки находятся в гуще инноваций, в этом смысле столичная магистраль — хорошая площадка для становления в профессии. Со своей стороны мы всегда готовы оперативно отвечать на вопросы сотрудников, оказывать всю необходимую поддержку.

Новости партнеров