Карэн Бадалов: Помню яблоневые сады вдоль Варшавки

12 февраля 2019 года. В роли шекспировского короля Лира (на переднем плане). Премьера спектакля в «Мастерской П. Фоменко» Фото: FOMENKI.THEATER

Заслуженный артист России Карэн Бадалов почти всю жизнь живет в Южном округе. Почти 25 лет он провел в Чертанове, а потом еще столько же — в Даниловском районе.

Карэн Карлосович, как вы оказались в этой части Москвы?

До семи лет я жил в Настасьинском переулке, это самый центр. В 1972 году дом пошел под снос, и нашу семью переселили. Родители выбрали Третий Дорожный проезд, сейчас это Чертаново Южное.

Как выглядел район?

Куча новостроек, а рядом — остатки бывшей деревни Покровские Выселки. Ближайшей станцией метро была «Варшавская» («Пражскую» открыли только в 1985 году, «Улицу Академика Янгеля» — в 2000 году. — «ЮГ»), до нее добирались полчаса. Зато из окна автобуса можно было любоваться на яблоневые сады вдоль дороги.

А как обстояло дело с магазинами?

В «Праге» на втором этаже время от времени выбрасывали чешские промтовары. Мама после работы там целые очереди отстаивала, чтобы нас, детей, прилично одеть. Сами мы в том возрасте о дефиците и других таких вещах не задумывались. За продуктами охотиться не приходилось: хлеб был, масло было, за сметаной я, помню, ходил с бидончиком… В киосках всегда было мороженое. Когда мы на великах с ребятами катались, было классно купить фруктовое мороженое в бумажном стаканчике, которое стоило 7 копеек. К нему бесплатно выдавалась деревянная палочка, надо было ее туда засунуть — получалось эскимо.

Где вы учились?

В школе № 900, прямо рядом с домом. Мне было вольготно. Я выходил иногда в 8:25 и успевал на первый урок. Учился я хорошо, закончил всего с одной четверкой в аттестате. У нас была педагог по русскому языку и литературе, забыл ее фамилию, Анна Владимировна, мы ее меж собой звали Аннушка. Это человек, который привил мне если не любовь, то, во всяком случае, интерес к Маяковскому.

Как вы проводили свободное время?

Ходили с друзьями в овраги, там, где два пруда сообщающиеся. Зимой — на лыжах, летом просто гуляли, пекли картошку. Между домами стояли спортивные коробки, зимой заливали в них лед, чтобы играть в хоккей, а летом гоняли в футбол.

Когда вы переехали в Даниловский район?

В 1997 году. Я к тому времени снялся в нескольких фильмах, заработал денег и купил две комнаты на «Соколе» в коммуналке. А через год наш дом расселили. Я посмотрел много вариантов — и меня прельстил дом на улице Шухова 1953 года постройки. Несмотря на то что это пятый этаж, без лифта, и зелени тут меньше, чем в Чертанове. Зато район близко к центру и очень хороший в плане инфраструктуры и транспорта. Магазины на любой вкус, есть Даниловский рынок, который я очень люблю. Сын до школы (я однажды засек время) добрался за 20 секунд! Единственное — пух тополиный достает. Здесь после войны посадили очень много этих тополей — они хорошо осушают почву.

А на Третьем Дорожном бываете? Как изменился район вашего детства?

Когда я был маленький, там насажали саженцев — теперь это настоящие деревья... Машин стало больше.

24 августа 2008 г. Карэн Бадалов на сборе труппы в театре «Мастерская П. Фоменко». Фото: PERSONA STARS

Вас узнают на улицах?

Не так уж часто. Я спокойно езжу в метро. Там сейчас люди заняты в основном собой — сидят, уткнувшись в гаджеты. Конечно, иногда подходят, просят разрешения вместе сфотографироваться.

Вы часто воплощаете образы реальных исторических личностей. Понятно, что с родственниками графа Лорис-Меликова («Любовь императора»), Сергея Эфрона («Очарование зла»), Осипа Брика («Маяковский. Два дня») уже не пообщаешься. Но вот в сериале «Однажды в Ростове» вы сыграли Анастаса Микояна. Вы не консультировались с его потомками?

Нет. Только хронику смотрел. Мне даже в нос специальные вкладки делали — у Микояна было другое строение лица. Но не ставили задачи создать стопроцентное сходство. Тогда надо и события делать стопроцентно схожими. А художественное кино никогда не приблизится к документальному, его смысл — в небольшой отстраненности, в попытке анализировать то, что было.

Простите, но вам не кажется, что вас часто эксплуатируют как определенный типаж?

Это естественно. На лицо-то мое посмотрите! Это американцы сейчас с ума посходили: у них Макбет может быть чернокожим. Вообще-то в кино есть типажи, это нормально. В этом плане театр — более выгодное и более интересное место для актера, потому что там внешность не играет такой необходимой роли.

Где вас можно увидеть в ближайшее время?

В театре уже третий сезон идет «Доктор Живаго» — пятичасовой спектакль с двумя антрактами. Я — адвокат Комаровский. На одной из стриминговых платформ выходит второй сезон сериала «Чикатило». Я играю психотерапевта, который раскручивает всю эту историю. Опять же, у моего персонажа был реальный прототип, из Института имени Сербского, он написал учебник, по которому до сих пор занимаются будущие следователи.

А что в планах?

Я не люблю об этом говорить. Особенно применительно к кино. Театр, если уж идет к премьере, то идет. А в кино тебя могут позвать, даже подписать договор, но в последний момент отказать, выбрать кого-то другого, перенести съемки, в конце концов, просто не найти финансирование. В кино надо верить, но доверять ему нельзя.

ДОСЬЕ

Карэн Бадалов родился 28 марта 1965 года в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов (1988) и ГИТИС. Сыграл более чем в 50 фильмах и сериалах. Актер Московского театра «Мастерская П. Фоменко». Доцент Института культуры и искусств Московского городского университета (МГПУ). Лауреат Государственной премии РФ (2002), заслуженный артист РФ (2004).

Новости партнеров