Выставка помогла соседям найти общий язык

25 декабря 2022 года. Москвичка Светлана Гвоздева в галерее «Пересветов переулок». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В галерее «Пересветов переулок» объединения «Выставочные залы Москвы» жильцы открыли выставку о жизни и истории своего дома.

Светлана Гвоздева с сыном Леонидом возле дома № 4. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Здание в Пересветовом переулке, 4, в прошлом году отметило свое столетие. Когда-то оно входило в состав «рабочего городка» при заводе ЗИЛ, а также (и это, быть может, даже важнее) было частью идео логического проекта 20-х годов по созданию новой страны, нового образа жизни и нового человека. Об этом времени напоминают некоторые конструктивные элементы, сохранившиеся в нем до сих пор. В середине 80-х годов дом пережил капитальный ремонт, расселение коммуналок и перепланировку квартир. Именно в это время туда въехала семья Светланы Гвоздевой — родители с тремя дочерьми. В этом доме Светлана провела все свое детство и продолжает жить уже со своей семьей. Она приняла активное участие в организации выставки в галерее. Сама выставка, созданная художницей Аллой Мировской и куратором Александрой Киселевой, должна была показать не столько историческое значение дома, сколько его атмосферу. Поэтому все пространство разделено на несколько знаковых частей: подъезд, общий стол, домашний музей.

Воссозданный галереей «коммунальный» подъезд. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Подъезд для первых жителей дома, как и задумывали конструктивисты, был общественным пространством, — рассказывает Киселева. — Здесь праздновали Новый год и свадьбы, встречались и обменивались новостями.

Правда, со временем подъезд дома № 4 утратил первоначальное значение, но «проходным двором» в общепринятом понимании он так и не стал. Соседи периодически продолжают общаться на лестничной клетке и обмениваться книгами и дисками с фильмами. Для этого подъезд оборудовали специальной стойкой. Один из жителей дома, актер Руслан Герман, ремонтирует тут старую мебель, а Светлана Гвоздева украсила подъезд комнатными растениями.

Здания бань Рогожско-Симоновского района. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Когда наша многодетная семья в 1986 году переехала сюда, то мы мгновенно поняли, что скучать нам здесь не придется: дом был заселен такими же многодетными семьями, — вспоминает Гвоздева. — Он постоянно гудел и напоминал один большой улей. После школы мы, дети, встречались во дворе и носились там до позднего вечера!

Зона «общего стола» на выставке отдает дань ушедшей в прошлое традиции всем домом отмечать праздники.

— В каждой семье чтонибудь готовили на Новый год, а мы бегали с этажа на этаж, от двери к двери за вкусненьким, — рассказывает Светлана.

«Домик на ножках» юного художника Леонида Гвоздева. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Несмотря на то что сегодня без стука ни в одну квартиру не зайти, как раньше, в знак памяти на открытие выставки Светлана испекла пирог и принесла его на общий стол, где собрались и другие жители дома. В их числе был геолог и художник Михаил Гарасько. Его авангардные картины украшают зону «домашнего музея», продолжая разговор о конструктивистском прошлом этого уникального дома.

Молочник (слева) и сахарница, которые можно было найти на столе почти у каждогожителя СССР. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Мы сначала думали, что эта часть будет оформлена работами, которые жильцы где-то покупали, но оказалось, что в нашем доме живут очень талантливые люди, которые сами создают предметы искусства, — говорит Александра Киселева.

Так в этой зоне выставки появились картины, вышивки и макеты авторства жителей.

Интересно, что пол в части «домашнего музея» покатый. В самой нижней его точке, по центру, располагается увесистая советская стенка.

— Раньше типовые квартиры обставляли типовой мебелью, и чаще всего расстановка на всех этажах была одна и та же, — поясняет Александра. — Поэтому в доме № 4 пол в определенных комнатах пострадал изза тяжести одинаковых советских сервантов.

Скульптура Михаила Гарасько. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

К слову, макеты в «домашнем музее» сделаны Леонидом Гвоздевым, сыном Светланы. Он с рождения живет в доме № 4, правда, его детство сильно отличается от маминого. Возможно, потому, что его ровесников здесь почти нет — все дети либо старше, либо младше одиннадцатилетнего Леонида, жизнь мальчика проходит от двери подъезда до школы и обратно. Светлана переживает из-за того, что у современных детей значительно меньше свободы, чем было в их детстве.

— У них сплошные уроки, дополнительные занятия и проекты, — говорит она. — От детей требуют, чтобы они выросли успешными взрослыми, вот и нагружают их дополнительными материалами по полной.

Светлана Гвоздева с сыном среди экспонатов. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Ни дворовых салочек и пряток, ни наблюдений на крышах домов «рабочего поселка» за игрой любимого «Торпедо», выступающего на одноименном стадионе, у детей XXI века нет. Да и старомосковские традиции сегодня мало где в столице остались. Художница Алла Мировская считает, что ей повезло найти именно такой дом, где отголоски той самой советской коммунальной атмосферы еще сохранились.

— Труднее всего было объединить жителей для участия в выставке, — рассказывает она. — Я хотела «подружить» галерею в доме и его жителей. Было непросто, но это получилось!

Создатели выставки надеются использовать неожиданно обнаруженный творческий потенциал жителей в создании новых выставок. Ну а те, кажется, совсем не против.

Сходить «в гости» к жителям дома №4 в Пересветовом переулке можно до 15 февраля.

СПРАВКА

Галерея «Пересветов переулок» открылась на Автозаводской улице еще в 1986 году. Она стала местом проведения выставок объединения «Клуб авангардистов» (КЛАВА), куда входили такие известные ныне художники, как Борис Матросов, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Свен Гундлах.

Новости партнеров