Волшебники, что делают мир ярким

20 января 2023 года. Александр Александрович (слева) и Александр Алексеевич не только родные люди, но и надежные коллеги. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Преемственность поколений в Москве не редкость. Так, медицинские династии есть практически в каждой клинике столицы. Больница Буянова в Южном округе не исключение, здесь успешно работают офтальмологи Александр Алексеевич и Александр Александрович Новицкие. Отец и сын.

Главный офтальмолог Южного округа Александр Алексеевич Новицкий, офтальмолог-хирург высшей категории, проводит в год порядка двух тысяч операций. Сегодня рядом в стационаре кратковременного пребывания работает и его сын Александр Александрович — офтальмолог, врач первой категории, кандидат наук.

— У сына стаж 12 лет, но впервые на прием он попал ребенком. Когда Сашу не с кем было оставить, я брал его на работу, — смеется Александр Алексеевич. — Сын с детства знал, что будет врачом, и добился цели. Я им горжусь как сыном, как сотрудником, как профессионалом.

Александр Новицкий проверяет зрение у пациентки Гульсины Ахметовой. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Александр Алексеевич пришел в медицину 48 лет назад, сразу после школы, сначала он успешно окончил медицинское училище, затем два года прослужил фельдшером в армии.

— Вернувшись домой, поступил в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), — вспоминает Александр Алексеевич. — Обучался семь лет, два года стажировался по офтальмологии в Первой градской больнице, кузнице травматологов, хирургов, офтальмологов. Были больные с опасными травмами, после взрывов и с ожогами. Благодаря такой практике я стал специалистом высшей категории. Александру Алексеевичу 66 лет, стройный, подтянутый, он одновременно успевает проводить осмотр, общаться с пациентом и давать советы начинающим врачам. Танья из Камеруна, только начинающая врачебную практику, признается, что для нее работа со знаменитым офтальмологом-хирургом большая честь и удача.

Ведь он знает все секреты лечения глазных заболеваний и за несколько минут может поставить диагноз, дать ответ по решению проблемы и назначить дату операции.

— За полвека хирургия в офтальмологии мало чем изменилась, — рассказывает Новицкий. — Лечение глаукомы и косоглазия тоже поменялось незначительно, а вот оперативное лечение катаракты глаза (помутнение хрусталика) шагнуло далеко вперед. Первую операцию катаракты я сделал в 1984 году, будучи ординатором первого курса. Технология была такой — глаз режется пополам, примораживается хрусталик, его удаляют, а глаз зашивают. Причем операции больные ждали, по 3–5 лет ходили слепыми. Ждали, пока катаракта становилась коричневой, твердой, которую можно было удалить одним движением.

Тогда хрусталики искусственные не ставили, а подбирали очки. После операции до 10 дней пациенты находились в стационаре, через 2–4 месяца снимались швы и подбирались очки. Это было для людей очень непросто. Но в нулевых годах в хирургии катаракты произошла революция, начали оперировать через проколы. Эндоскопический метод менее травматичен, а восстановление происходит в разы быстрее!

Вчера я сделал четыре операции, через три часа больные отправились домой, а сейчас они пришли на осмотр. Мы поставили им искусственные хрусталики, и очки им не нужны. Мир для них снова открылся, приобрел краски, чему я безмерно счастлив. Мне нравится, что жизнь людей, которые мучились от катаракты, снова стала цветной и яркой. Сегодня офтальмология шагнула так далеко, что необходимо разделить офтальмологию и офтальмохирургию, это позволит врачам быстрее ставить точные диагнозы и делать операции. Уверен, в скором будущем это разделение произойдет, что позитивно отразится и на экономике. Я очень люблю свою работу, и мне приятно, что младший сын пошел по моим стопам и мы теперь коллеги.

Александру Александровичу всего 34 года, а он уже востребованный специалист, профессионал своего дела.

— Когда ты растешь в семье докторов, ясно видишь свое будущее в медицине, — поясняет строгий и серьезный Александр Александрович. — Моя мама — врач дерматолог-венеролог, папа — хирург-офтальмолог. Поэтому уже в школе я учился в специализированном медицинском классе, а затем поступил во Второй медицинский университет. Будучи студентом, я был на разных кафедрах, выбирал специализацию, но потом понял: мне ближе то, что делает папа. Я смотрел, как он делает операции, и это было очень красиво! К сожалению, не все глазные заболевания можно вылечить, но когда он за 10–15 минут возвращал людям зрение, я верил в чудеса! Теперь я сам могу помочь пациентам, а слушая их благодарности, очень радуюсь, что наш коллектив смог качественно выполнить свою работу. Да, я делаю порядка 20 операций в неделю, но результат работы зависит от каждого сотрудника — администратора, медсестры, санитарки. У нас очень дружный коллектив, прекрасные люди, на которых можно положиться, и это для меня бесценно.

Александр Александрович женат, его супруга не врач, но работает в сфере медицинского оборудования. Возможно, их дети пойдут по стопам отца и деда и продолжат медицинскую династию.

СПРАВКА

Больница Буянова, одна из лучших клиник столицы, открылась в 1981 году, правда, тогда она называлась «Медсанчасть №1 АМОЗИЛ». Больницу строили долго, 15 лет, но результат стоил ожиданий: палаты с искусственным климатом, системы связи «сестра — больной», пневмопочта  и современное медоборудование. В 2015 году клиника получила имя одного из сотрудников — выдающегося врача-хирурга Валентина Михайловича Буянова. Заслуженный деятель науки, академик РАМТН, профессор разработал целый ряд уникальных методик, которые и сегодня используются в хирургии.

Новости партнеров