Уникальная красота раскаленного стекла
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла». Корреспондент «ЮГ» побывала на выставке и посмотрела на игру красок в обожженном стекле.
Стекольное дело в России богато на традиции, обычаи, славные и трагические страницы прошлого. Уже в X веке на Руси существовало стекольное производство — при царе Алексее Михайловиче был построен завод в Измайлове. Однако наиболее бурного и крупного масштаба стекольное производство достигло именно в ХХ веке. Около пяти тысяч произведений стекольного дела находятся в фондохранилище «Царицына», на выставке же представлено более 200, но — избранных.
Ведя рассказ о выставке, следует сделать экскурс в определения слов «гранение» и «гравировка».
— Гранение работает со светом, гравировка — с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса — фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы, — говорит один из кураторов выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова.
Кроме этого, технология гранения всегда предполагает творческий диалог технолога и художника, ибо последний не сможет создать правильно подобранный орнамент без соответствующего химического состава. Спорт, герои истории России, представители флоры и фауны, природные явления, освоение космоса и геологии, строительство новых городов, русская деревня и атрибуты же русского чаепития, геометрические формы и узоры — все это темы для выражения в стекле.
Главных же героев на выставке два — непосредственно стекло и свет, ибо без него невозможно увидеть и почувствовать красоту предмета — произведения искусства. Совершенно разными цветами, оттенками играют грани стекла под правильно подобранным светом. Нельзя не согласиться с главным хранителем музея-заповедника «Царицыно» Еленой Карасевой, которая считает, что стекло — это чудо, рожденное из огня.
Все залы выставки — палитра стекольных школ, направлений, заводов, начало которым было положено в дореволюционную эпоху, продолжено уже в эпоху СССР. Так, в экспозиции представлены изделия представителей московской и ленинградской школ, знаменитых Гусевского и Дятьковского хрустальных заводов, Борисовского хрустального завода им. Ф. Дзержинского (Беларусь), Львовской экспериментальной керамико-стекольной фабрики (Украина), работы современных мастеров стекольного производства, коими богаты фонды музея-заповедника. ХХ век — пиршество и роскошь стекольных изделий наших мастеров, многие работы были участниками международных ярмарок и выставок. Работы — наша гордость не только в промышленном и экспериментальном производстве, но и искусстве.
Так, например, легка и одновременно объемна декоративная композиция «Синие горы» («Синегорье») Евгения Рогова. Отдельного любования заслуживает композиция «Старый парк. Царицыно» («Осень в парке»), выполненная Ириной Ивановой. Тончайшая работа выполнена Максимом Морозовым над вазой «Парус» на Гусевском заводе. К слову, на сегодняшний день завод — единственный сохранившийся с давних времен и действующий до сегодняшнего дня. Изделие же Максима Морозова — работа современная, что вселяет надежду на непрерывность традиций стекольного производства в России вопреки драматическим и трагическим событиям прошлого столетия.
Не менее значимыми и изысканными стали декоративные пласты на мотивы растительного и животного мира. То там, то здесь мы видим ушастых сов, глухарей, диковинные цветы, а то и жаб. В качестве примера можно обратить внимание на «Орхидею» Ирины Ивановой (СанктПетербург, собрание автора), «Пару» Екатерины Столяровой. Отдельное произведение искусства представляет набор для напитков «Русский лес» того же мастера. Не оставляет равнодушным и композиция «Космос» Романа Аксенова — метафора земного шара и планет. Ваза «Сибирь» Хелле Пыльд напоминает нам об освоении этого дивного края, богатого лесом и природными ископаемыми, уже в ХХ веке. Вазакорзинка Владимира Корнеева — красоты необыкновенной волшебное лукошко, что дает сочетание глубоко синего цвета и золотого. Изделия из стекла — воистину красота.
СПРАВКА
У стекольного производства в России удивительная история. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло. Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла. Только к 1635 году пожалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было снова создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа.