В Москве прошел V Социальный форум

Москва продолжает оставаться городом с самым низким уровнем безработицы не только в России, но и в мире, - отметили участники прошедшего в столице V Социального форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития», организованного Департамент труда и занятости населения города Москвы. 



Тенденции 
В работе форума приняли более 300 человек, среди них - 17 представителей субъектов Российской Федерации, 114 представителей органов по труду и занятости населения, 50 специалистов органов социальной защиты. И, по мнению экспертов, на фоне сложной ситуацией на рынке труда в стране в целом, столица и в решении этой проблемы стала примером для других регионов. 
«В настоящее время рынок труда в России характеризуется большой степенью неопределенности, - отметил на форуме заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Максим Паршин. - Спрос на труд резко снизился - наблюдается серьезнейшее сокращение числа вакансий, которые есть в распоряжении органов занятости - почти в два раза, а неполная занятость выросла на 40 процентов. Официально зафиксированная безработица в стране в течение этого года выросла на 15%. По данным Минтруда, в январе численность зарегистрированных безработных в России составляла 873 тысячи человек, а к концу сентября их количество уже достигло 935 тысяч человек. 
Нужна многоуровневая ифтраструктура 
Москва на этом фоне выглядит, по оценке участников форума, «островком стабильности и благополучия». Однако тревожные процессы на рынке труда, которые отмечаются на территории РФ в целом, вызывают вполне понятную обеспокоенность за свое будущее и у москвичей. Пока уровень зарегистрированной безработицы в столице не превышает 0,5%, но уже сейчас количество вакансий сокращается. Поэтому, если вовремя не принять превентивных мер, рост безработицы может затронуть и столицу. 
Именно поэтому уже сейчас правительство Москвы отрабатывает новые подходы к организации общественных и временных работ, основываясь на эффективном использовании бюджетных средств и мобилизуя потенциал органов исполнительной власти и подведомственных учреждений. - В настоящее время правительство Москвы, вся система социальной политики выстраивается, исходя из принципа межведомственного взаимодействия, ориентированности на конкретный социальный результат, - отметил, выступая на форуме, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян. - Весь арсенал мер государственной политики занятости должен быть встроен в единый вектор развития социальной сферы столицы, прежде всего путем создания максимальных возможностей для самореализации человека труда. Главной задачей сейчас должна стать плановая работа всех сторон социального партнерства, направленная на формирование многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей поиск востребованных навыков в ситуации постоянно меняющегося рынка труда. Современная демографическая ситуация обусловливает концентрацию усилий на обеспечении молодежи, инвалидов, молодых мам, пенсионеров и иных групп людей, испытывающих трудности в поиске работы. Немаловажно и изменение позиционирования государственных центров занятости в инфраструктуре рынка труда Москвы. Выполнение административных регламентов должно стать не целью, а средством в реализации главной задачи - активной позиции центров занятости не только как организаторов банка вакансий, но выполнения подбора работодателям необходимых работников. Время проведения форума выбрано как никогда удачно: нельзя ограничиваться только контролем над регистрируемой безработицей, уровнем напряженности на рынке труда. Необходимо иметь стандартные решения, направленные на более активное внедрение современных информационных технологий в практику информирования граждан о ситуации на рынке труда; необходимо расширение сферы этой составляющей в работе центров занятости. Залог успеха в нашей работе - это более активное взаимодействие с объединениями работодателей. 
Напомним: с 1 января 2016 года государственная служба занятости населения Москвы начнет работать в составе столичного Департамента труда и социальной защиты населения. Это, по мнению экспертов, даст максимум преимуществ для повышения эффективности и качества услуг как в сфере социальной защиты, так и в сфере содействия занятости населения. Уже сейчас обозначились определенные направления совместной работы. Это, во-первых, внедрение социальных контрактов, во-вторых, использование имеющейся в Москве мощной системы психологической помощи населению, оснащенной современной материально-технической базой и высокопрофессиональными специалистами. В-третьих, - предоставление услуг трудоустройства (в различных формах) для всех категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации, организация учета адресной помощи и оценке ее эффективности. 
Поиск новых решений 
В свою очередь председатель Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы, председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Антонцев отметил, что «в городе продолжается серьезнейшее расслоение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах и возможностей подготовки этих кадров в системе высшего образованием, между предлагаемыми вакансиями и запросами молодых специалистов, которые выходят на рынок труда». 
А заместитель председателя Московской федерации профсоюзов Сергей Чиннов предложил в качестве «антикризисной меры» переход на четырехдневную рабочую неделю: «Сокращение рабочей недели будет способствовать снижению безработицы. Поэтому Московская федерация профсоюзов поднимает вопрос о необходимости постепенного уменьшения продолжительности рабочей недели до 32 часов с сохранением уровня оплаты труда. Сокращение рабочей недели при сохранении темпов роста заработной платы является важнейшей задачей московских профсоюзов». 
Эта инициатива стала результатом научно-исследовательской работы, проведенной учебно-методическим центром Московской федерации профсоюзов. В рамках проекта были проведены «круглый стол» и фокус-группы, в работе которых принимали участие представители работодателей и первичных профсоюзных организаций ряда предприятий Москвы, а также профсоюзные руководители разного уровня из нескольких регионов РФ. Результаты исследования показали, что инициатива о возможности снижения продолжительности рабочего времени на территории РФ и переходе на четырехдневную рабочую неделю находится в русле мировых тенденций развития производительных сил. 
По итогам обсуждения участники форума подчеркнули, что сегодня первоочередная задача государственной службы занятости населения Москвы должна заключаться в поисках новых решений для предотвращения возможных проблем на рынке труда.
Ксения Бугрова.
Новости партнеров