Ступени речной лестницы

3 июля 2016 года. 10-й шлюз, самый глубокий из московских шлюзов. Пропускает суда из верхнего течения Москвы-реки в нижнее и обратно
3 июля 2016 года. 10-й шлюз, самый глубокий из московских шлюзов. Пропускает суда из верхнего течения Москвы-реки в нижнее и обратно

80 лет назад на Москве-реке появился Перервинский гидроузел

Если вы впервые попадете на Коломенскую набережную — а случайно сюда попасть невозможно: набережная тупиковая, — то вряд ли догадаетесь, что в нескольких десятках метров от вас — вот, по тропиночке пройти — находится сложное гидротехническое сооружение. Шлюз, которому в этом году исполнилось 80 лет. Шлюз действующий — до сих пор пропускает суда из верхнего течения Москвы-реки в нижнее и обратно. Не так давно через шлюз можно было попасть от Южного речного вокзала к пристани парка-заповедника «Коломенское».

Нагатинский является лишь одним из целой цепочки шлюзов, растянувшихся от Дубны до Москвы.

Необходимость подачи воды в мелеющую летом Москву-реку возникла уже в конце 1920-х годов: стремительно растущему городу вскоре было бы нечего пить. В 1931 году было решено проложить канал протяженностью 128 километров: он должен был не только напоить город, но и сделать Москву-реку судоходной за счет волжской воды.

Мощные насосы поднимают волжскую воду на 38 метров — через Клинско-Дмитровскую гряду, затем вода по каналу через сеть водохранилищ попадает в столицу. 11 шлюзов (пять — в черте Москвы) позволяли судам подниматься к Рыбинску, Ярославлю, Костроме. Или же спускаться через Оку в Нижний Новгород.

Ключевым узлом канала стала Перерва. Здесь, на месте построенной в 1870 году деревянной, возвели бетонную плотину, поднявшую уровень воды в Москве-реке в черте города до четырех метров. Помимо плотины гидроузел получил еще два шлюза — № 10 и № 11, а также небольшую, на 3,5 мегаватта, гидроэлектростанцию. Кстати, до сих пор действующую: здесь работают две турбины, собранные на Заводе имени Кирова в Ленинграде в 1935 году.

Поскольку Перервинский гидроузел был воротами в южное течение Москвы-реки (до Коломны), здесь параллельно друг другу были построены два шлюза: № 10 — для грузовых и пассажирских судов и № 11 — для катеров, моторок, лодок и яхт. Сейчас он закрыт и превращен в сухой док: здесь обслуживают катера гидроузла.

14 июня 1936 года Перервинский гидроузел посетил Иосиф Сталин — это был его второй после 1934 года визит на объекты Канала «Москва — Волга» своего имени (в 1947 году канал был переименован в Канал имени Москвы. — «ЮГ»).

Все шлюзы канала активно использовались до конца 1970-х — начала 1980-х годов прошлого века. Однако и сегодня теплоходы курсируют по «Московской кругосветке» — уникальному замкнутому речному маршруту.

Из Южного речного порта — через шлюз № 10 — в нижнее течение Москвы-реки до впадения в Оку у Коломны, оттуда по Оке до Нижнего Новгорода. И — уже вверх по течению Волги — до Углича. А там — снова по каскаду шлюзов — в Москву.

Правда, в последние годы такие «кругосветки» возможны только весной: Ока постепенно мелеет, в некоторые сезоны пассажирская навигация по ней невозможна.

Но самый южный из шлюзов работать продолжает.

Узкий 30-метровый канал «отрезал» от материковой Москвы небольшой остров, на котором разместился поселок Шлюзы. Здесь живут те, кто работает на шлюзах, ГЭС и плотине. Попасть сюда трудно. Но мы попробуем. И обязательно расскажем, как живет поселок, который освещают фонари, установленные 80 лет назад.

Новости партнеров