Икона, обретенная на пепелище империи

28 февраля 2017 года. Посетитель выставки «Державная заступница России» перед чудотворным образом. Фото: Пелагия Замятина
28 февраля 2017 года. Посетитель выставки «Державная заступница России» перед чудотворным образом. Фото: Пелагия Замятина

«Коломенское» представило выставку, приуроченную к 100-летию отречения Николая II от престола.

В марте 1917 года произошло два события, изменивших историю: от престола отрекся последний император Николай II, а в храме Казанской Богоматери в Коломенском была найдена последняя чудотворная икона на Руси — образ Богоматери Державной. С того времени прошло много лет. Выставка, открывшаяся в Сытном дворе музея-заповедника, посвящена трагедии и чуду той весны.

— Говоря об отречении Николая II, нужно говорить и о событиях, предшествовавших этому, о Февральской революции, — рассказывает куратор выставки «Державная заступница России», главный хранитель Московского объединенного музея-заповедника Ольга Полякова. — Мы начинаем с нее и доводим экспозицию до трагического финала, мученической смерти царской семьи. — В создании этой выставки нам помогали 16 музеев, — продолжает Ольга Анатольевна. — Мы долго думали, как передать момент отречения царя, и нашли выход: воссоздали интерьер вагона царского поезда, в котором все и произошло. А напротив него разместили стенды, посвященные иконе Богоматери Державной, ведь оба события случились в одно время. Здесь на стенах — фотографии, экраны с кадрами хроники и документы. Текст отречения от престола Николая II набран на печатной машинке, слова великого князя Михаила, отдающего судьбу России на волю народа, а фактически — победивших революционеров, написан от руки.

— Во время двухлетней подготовки экспозиции нам помогала Русская православная церковь. На этой выставке много образов Богоматери, — говорит Ольга Полякова. — Все они размещены на втором этаже.

Создавая экспозицию, организаторы хотели символически показать Богоматерь как защитницу Земли русской. Зал с ее иконами возвышается над исторической реальностью, отраженной экспонатами в залах первого этажа.

— Неизвестно, знал ли Николай II об обретении чудотворной иконы в Коломенском, но в его окружении знали точно, — продолжает Ольга Анатольевна. — Удивительный факт: до 1929 года Державную Богоматерь носили по фабрикам, заводам, показывали людям, которые надеялись, что святая заступница не оставит их в трудные времена. В 1929-м она исчезла. Позже выяснилось, что долгие годы икона провела в музейных запасниках. Державная Богоматерь вновь появилась в конце 1980-х — в годы нового перелома в истории нашей страны.

Разбитый двуглавый орел, сброшенный со Спасской башни. Фото: Пелагия Замятина
Разбитый двуглавый орел, сброшенный со Спасской башни. Фото: Пелагия Замятина

Выставку завершает зал краха и смерти царской семьи. Слева от входа за стеклом висит наган образца 1895 года. Из такого оружия были убиты император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дочери и цесаревич Алексей. Здесь, в последнем зале выставки, единственным звуком, встречающим гостей, стала полная, абсолютная тишина... Можно остановиться и прочесть воспоминания царских тюремщиков, замереть у иконы святого Иова Многострадального, в день которого родился последний монарх. Но финальную точку в этой истории ставит огромный, золоченый и разбитый на части двуглавый орел, сброшенный некогда революционной волной со Спасской башни Московского Кремля, — символ навсегда ушедшей в историю Российской империи.

Новости партнеров