Мария Муат: Куклой может стать даже полено

Автор: Елена Булова
Режиссер кукольной анимации Мария Муат . Фото:: PHOTOXPRESS
Режиссер кукольной анимации Мария Муат. Фото:PHOTOXPRESS

Жители округа могут бесплатно посмотреть новые мультфильмы

В эти дни в рамках акции «Открытая премьера» десять кинотеатров столицы показывают новые мультфильмы XXII Открытого фестиваля анимационного кино «Суздальфест-2017». Наиболее удобные для жителей Южного округа — кинотеатры «Салют» и «Звезда».

Участником фестиваля является известный режиссер Мария Муат, мультфильмы которой в советское время транслировались с Шаболовки. Адрес Шаболовка, 37, знал каждый советский ребенок, сюда летели многочисленные письма с просьбой показать тот или иной мультфильм.

- Мария, а почему современные дети практически не видят новые российские мультфильмы?

-Наше телевидение их вот уже 25 лет не показывает. По ТВ можно увидеть разве что фильмы, созданные в советский период. Авторская анимация, где фильм идет по 3–4 минуты, телевидению не выгодна, это не бизнес. То ли дело сериалы!

-У вас в доме царит сказочная атмосфера, повсюду — куклы, герои старых мультфильмов. А еще старинные вещи... Тут и пробитое революционными пулями пианино, и импозантный буфет, и благонадежный сундук с отделением для шляп. Думаю, что у вас и в семейной хронике существует немало любопытных преданий?

-Мой прадед был инженером. Он прибыл к нам из Англии строить железную дорогу в Закавказье. Фамилия его на английский манер произносилась Моуэт. Конечно же, он тут влюбился, и не в кого-нибудь, а в настоящую грузинскую княжну, они поженились, и от их любви родилось восемь детей, моих предков.

декабря 1991 года. Киностудия «Союз мультфильм». Режиссер Мария Муат и мультипликатор Константин Романенко готовят для съемок сцену из мультфильма «В кабачке». Фото: Людмила Пахомова,/ТАСС
19 декабря 1991 года. Киностудия «Союз мультфильм». Режиссер Мария Муат и мультипликатор Константин Романенко готовят для съемок сцену из мультфильма «В кабачке». Фото: Людмила Пахомова,/ТАСС

-Мне кажется, что вы и к вещам в квартире относитесь так же внимательно и бережно, как к вашей родословной. Видимо, это профессиональное свойство режиссера-аниматора, угадывающего в каждой вещи живое существо?

-Просто каждая из них связана с историей нашего рода. Старинное бабушкино пианино в Киеве загораживало окно, когда во время революционных событий город занимали то красные, то белые. Оно — непосредственный свидетель и участник, о чем и напоминают пулевые отверстия в корпусе.

На пианино — хрупкая вазочка, которую приобрела еще моя бабушка в день своего окончания гимназии. Мы ее очень бережем.

Мои предки одно время жили на Пречистенке в бывшей квартире самого Фаберже, где в тот момент располагалась коммуна художников. Бабушкина подруга вышла замуж за молодого художника, так что наша семья тоже оказалась в этих стенах «по дружбе».

И картины, которые теперь у нас висят, в свое время были написаны теми художниками. А моя мама много позже весьма любопытно описала жизнь коммуны в своем альбоме.

Родители мои учились режиссуре у знаменитой Марии Осиповны Кнебель в ГИТИСе, поступив сразу после войны. Отец служил в театре. Мама сначала работала у Гончарова, а потом в детской редакции и в «Экране». Снимала телевизионные фильмы для детей — «Тени старого замка», «Расмус-бродяга», сделала много телевизионных фильмов-спектаклей.

- Ну а как же в вашу жизнь ворвалась анимация?

Сергей Образцов набирал единственный курс, когда мне стукнуло девятнадцать. Я рискнула и, к своему удивлению, поступила. В 1979-м сделала свою первую картину — это был третий фильм из цикла «Дядюшка Ау в городе».

Кадр из мультфильма «Дядюшка Ау»
Кадр из мультфильма «Дядюшка Ау»

- И вам до сих пор не надоело играть в куклы?

Куклы в анимации, на мой взгляд, — самое интересное. Я ими занимаюсь более тридцати лет. Сергей Образцов нам в свое время сумел растолковать, что кукла — это определенный знак, который, согласно воли режиссера, может быть кем угодно. С годами я поняла, что Мастер был абсолютно прав. Для меня кукла — актер, проводник режиссерской мысли и воли, и именно с точки зрения актерской игры кукла мне интересна. Причем куклой может быть даже бревно, даже щепка. Потому что в анимации для меня самое главное — психология персонажа, его поведение — вот ведь что интересно. Этим я и занималась всю жизнь.

- Вы со своим супругом — сценаристом и драматургом Владимиром Головановым — вместе сняли фильмы «Короли и капуста», «Античная лирика», «Корона и скипетр». Чему ваш муж вас научил?

А еще сделали цикл «Русская классика — детям», экранизировав Алексея Толстого, Сашу Черного, Самуила Маршака. Володя всегда обращал внимание на подробности, которые в анимации крайне важны.

- Дополняете ли вы друг друга в творчестве?

- Мы по восточному гороскопу Коты, так что в чем-то похожи. Володя не выносит, когда в общении повышают голос. Он тот самый кот, который гуляет сам по себе, его нельзя держать на поводке. Я гораздо более эмоциональная и домашняя. Главное для нас — чувство юмора, без которого, как мне кажется, совместный быт невозможен.

ДОСЬЕ

Мария Муат (род. 10 сентября 1951 года) — ведущий режиссер современной кукольной мультипликации, художественный руководитель студии «Пчела». Ученица Сергея Образцова (окончила ГИТИС). Среди наиболее известных фильмов — «Дядюшка Ау в городе», «Старуха, дверь закрой!», «Влюбчивая ворона», «Про мышонка», «Снегурочка», «Метель».



Новости СМИ2