Балетная пачка: от первого появления до наших дней

Балетная пачка: от первого появления до наших дней. Фото: pixabay
Балетная пачка: от первого появления до наших дней. Фото: pixabay

Если начать расспрашивать людей о том, какие основные достопримечательности Москвы они смогут перечислить, уверены, многие включат в свои списки Большой театр. Посмотреть балет на его сцене приезжают люди со всех уголков мира. И не зря, ведь этот танец стал визитной карточкой России. 

Но знали ли вы, что балерины, которых мы привыкли видеть на сцене в красивых пышных пачках, не всегда выглядели так? Корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» 12 марта, в честь дня рождения этого неотъемлемого предмета гардероба танцовщиц, решила выяснить, в чем же раньше девушки выступали на сцене и как менялся фасон и длина юбки на протяжении истории. 

Первые костюмы балерин мало чем отличались от вечерних платьев. Фото: pixabay
Первые костюмы балерин мало чем отличались от вечерних платьев. Фото: pixabay

Немного о прошлом  

Первые женские костюмы в балетных постановках сильно отличались от привычных для нас сейчас образов. В основном танцовщицы выступали в простых нарядных платьях, в которых девушки появлялись во время торжественных приемов. Да, они красивые, но двигаться в них было очень неудобно. Кроме того, выступали балерины на каблуках.

Далее, с приходом в моду античных сюжетов, громоздкие платья сменились легкими и воздушными. У них была завышенная талия, полупрозрачная ткань облегала тело, а каблуки сменили на более подходящую обувь — сандалии.

История создания

Первый костюм «Сильфиды». Мария Тальони. Фото: скриншот с видеохостинга YouTube
Первый костюм «Сильфиды». Мария Тальони. Фото: скриншот с видеохостингового сайта YouTube

Впервые мир увидел балетную пачку 180 лет назад. Тогда, во время одной из самых романтичных постановок «Сильфида» в Париже, танцовщица Мария Тальони вышла на сцену в воздушном платье, полностью подходящем для роли хрупкой феи. Пачка была длиной ниже колен. Тогда этот наряд произвел настоящий фурор среди зрителей. Кстати, именно Мария Тальони первая встала на пуанты.

Говорят, такой фасон платья создал живописец Эжен Луи Лами для того, чтобы не совсем привычную и нескладную фигуру балерины с помощью правильных пропорций юбки из фатина сделать воздушной и легкой.

Мария Тальони стала первой, кто встал на пуанты. Фото: скриншот с видеохостинга YouTube
Мария Тальони стала первой, кто встал на пуанты. Фото: скриншот с видеохостингового сайта YouTube

С появлением кринолина в 1850-х годах пачка становится намного объемнее и пышнее. Длиной она была до середины икры и осталась таковой на протяжении нескольких десятилетий. Кстати, свое название — «пачка» — юбка получила благодаря тому, что вся воздушность создавалась за счет многослойной ткани, накладываемой друг на друга. Грубо говоря, весь материал складывали, сшивая его вместе. Из-за этого получалась целая пачка, которую надевала танцовщица.

Отрезать все лишнее  

Со временем юбка становилась короче и короче. Одной из главных причин было усовершенствование танцевального мастерства: движения девушек стали сложнее, и выполнять пируэты и фуэте было непросто.

Длинные пачки мешали балеринам выполнять сложные танцевальные движения. Фото: pixabay
Длинные пачки мешали балеринам выполнять сложные танцевальные движения. Фото: pixabay

В начале 1900-х годов пачка приобрела свой классический вид с легкой руки примы Большого театра Аделины Джури. Дама была капризной и не захотела позировать перед фотографами в длинной юбке. Так что, взяв рядом лежащие ножницы, она безжалостно отрезала, по ее мнению, все лишнее. С тех пор короткие пачки вошли в моду.

Короткие пачки вошли в моду в 1900-х годах. Фото: pixabay
Короткие пачки вошли в моду в 1900-х годах. Фото: pixabay

Остальные изменения не были такими радикальными, но тоже внесли большой вклад в тот образ, который все привыкли видеть на сцене. В 1920 году пачку «опустили» с талии на бедра. Если посмотреть на моду тех времен, можно увидеть, что все юбки претерпели такое изменение. Через десять лет пачка перестала иметь форму «колокольчик» и стала горизонтальной, все больше и больше открывая ноги. Ну а в 50-60-х годах, опять же, из-за усложнения движений юбка стала плоской, что позволяло выполнять более сложные повороты и прыжки.

Одной юбкой сыт не будешь  

Юбка стала горизонтальной в 50-60-х годах. Фото: pixabay
Юбка стала горизонтальной в 50-60-х годах. Фото: pixabay

Конечно, даже у пачки есть разные фасоны и формы. Признайтесь, если бы на всех постановках героини были одеты одинаково, это смотрелось бы скучно. Поэтому давайте выясним, в чем сейчас выходят на сцену девушки, помимо короткой, плоской пачки.

Не секрет, что мода циклична. Поэтому «старые» фасоны с радостью вернулись на большую сцену. Прообраз пачки, которую создал Эжен Луи Лами, сейчас носит название «шопенка». Назвали ее так из-за постановки Михаила Фокина. В своем балете «Шопениана» он надел на танцовщиц удлиненную юбку-колокольчик. Один из плюсов такого наряда в том, что он скрывает ноги, и зрители не заметят некоторые недостатки в движениях девушек на сцене.

Исполнительница роли Джульетта Анна Никулина. Постановка Большого театра 2013 года. Фото: Фото: скриншот с видеохостинга YouTube
Исполнительница роли Джульетта Анна Никулина. Постановка Большого театра 2013 года. Фото: Фото: скриншот с видеохостингового сайта YouTube

Платье «хитон» или античную тунику можно часто увидеть на сцене, например, в балете «Ромео и Джульетта». На главной героине однослойная юбка из шифона, которая придает ей игривости и юности.

Но одним из главных видов является репетиционная пачка. Их шьют отдельно, чаще всего это просто юбка, которую быстро и просто снимать и надевать на форму балерин. Почему мы назвали ее главной? Основной задачей такого «костюма» является заранее показать, будет ли удобно танцовщице выполнять поставленные движения, не будет ли она задевать и мешать партнерам. Кроме того, с их помощью проще «выстроить рисунок» танца для постановщика.

Из чего же делают пачки?  

Чаще всего их создают из полупрозрачного фатина. Отметим, что каждый наряд дизайнеры подстраивают под определенную балерину: нужно учесть все особенности фигуры и рост, чтобы пачка села идеально. Ширина классической пачки составляет в радиусе около 48 сантиметров. На то, чтобы сделать один сценический костюм, у швеи уходит около двух недель и более десяти метров ткани.

Сейчас юбки самых разных цветов и фасонов делают из фатина. Фото: pixabay
Сейчас юбки самых разных цветов и фасонов делают из фатина. Фото: pixabay

Кроме того, на пачку никогда не пришивают пуговицы и молнии, которые могут оторваться и расстегнуться в самый неподходящий момент. Держится конструкция на крючках, расположенных в шахматном порядке. Но бывают такие постановки, что костюм на балерине зашивают перед самым выходом на сцену. Этот метод применяют на самых технически сложных выступлениях.

Глава последняя — современная 

Современные пачки украшают бисером, жемчугом, камнями и перьями. Дизайн зависит только от фантазии. Фото: pixabay
Современные пачки украшают бисером, жемчугом, камнями и перьями. Дизайн зависит только от фантазии. Фото: pixabay

Сейчас пачка давно перестала быть только сценической вещью, которую можно увидеть во время просмотра балета — она постепенно входит в нашу привычную жизнь.

Например, часто ее используют звезды для своих клипов или фотосессий. Далеко за примерами ходить не нужно: Мэрилин Монро в 1954 году запечатлена на снимках в юбке-шопенке, а Мадонна использовала ее в одном из своих клипов.

Стильная Сара Джессика Паркер в роли Кэрри Брэдшоу  часто «выгуливала» пачки вместе с обычными футболками, рубашками и майками.

Зарубежные певицы появляются в пачках разных фасонов, длины и расцветок на красных дорожках, родители наряжают детей в костюмы фей. Даже на свадьбах и выпускных вечерах нередко можно встретить пышные юбки, которые дают девушкам почувствовать себя как минимум принцессами.

Могли ли Мария Тальони и Эжен Луи Лами в 1839 году знать, что их работа завоюет такую огромную любовь? Скорее всего, нет. Мы любим балет за то, что он всегда погружает нас в сказку, где живут легкие и воздушные героини, и дарит позитивные эмоции. И если спустя 180 лет пачка все еще вызывает у нас такие чувства... это ли не магия?

 

Новости партнеров