Царский дворец воссоздали по рисункам

Изразцы XVII века — аналоги тех, что могли быть во дворце Алексея Михайловича. Фото: Пелагия Замятина
Изразцы XVII века — аналоги тех, что могли быть во дворце Алексея Михайловича. Фото: Пелагия Замятина

В пятницу, 29 марта, исполняется 390 лет со дня рождения царя Алексея Михайловича (1629–1676). Одна из достопримечательностей «Коломенского» — дворец царя, построенный в 1672 году, простоявший почти сто лет и воссозданный в 2010 году. Накануне юбилея Алексея Михайловича во дворце открылась выставка «Резиденция русских монархов». Она посвящена не только этому сооружению, но и коломенским резиденциям Екатерины II (построена в 1770-е годы, разобрана после войны 1812 года) и Александра I (1825–1878), проекту дворца для Николая I (1836 год). 

Письменный прибор XIX века с колокольчиком. Фото предоставила пресс-служба «Коломенского»
Письменный прибор XIX века с колокольчиком. Фото предоставила пресс-служба «Коломенского»

Из гравюр, чертежей и картин наибольший интерес вызывают все же те, что связаны с историей дворца Алексея Михайловича. Ведь благодаря им в XXI веке шедевр архитектуры возродили из небытия. В центре зала выставлены четыре колоритных гуашевых рисунка дворца. Они дати рованы 1830-ми годами. Как это возможно, если здание снесли в 1768 году? — Гуаши созданы еще в XVIII веке, с натуры, а в XIX ве ке поновлены, — объясняет Елена Верховская, заместитель директора по образовательной и просветительской работе Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коло-менское — Измайлово — Люблино». — Это видно по использованию титановых белил.

Нереализованный проект дворца для Николая I. Фото предоставила пресс-служба «Коломенского»
Нереализованный проект дворца для Николая I. Фото предоставила пресс-служба «Коломенского»

Настоящих предметов из разобранного дворца сохранилось мало, приходилось отыскивать их аналоги. Огромную роль в этом сыграл Петр Барановский (1892–1984), учредивший в «Коломен-ском» в 1924 году Музей народного творчества. В конце 1920-х годов он объезжал церкви и дворцы, которые тогда массово готовили к сносу, и вывозил оттуда предметы старины. Зачастую времени на демонтаж у него было не больше суток, а из транспорта — лишь телега. Благодаря Барановскому в музей из ПереславляЗалесского попала представленная на выставке «окончина» — витраж из кусочков слюды, который вставлялся в окно.

Некоторые экспонаты, относящиеся к более поздним периодам, попали в музейзаповедник тоже любопытным путем. В 2007 году туда позвонили из Московского дома книги и сообщили, что в их антикварный отдел только что поступили бумаги архитектора Евграфа Тюрина (1792 –1875), построившего в 1825 году дворец для Александра I.

— А у нас как раз готовилась выставка, посвященная Александру I, — рассказывает Ольга Полякова, заместитель директора по хранению музейных фондов. — И мы смогли приобрести более десятка уникальных документов.

Новости партнеров