Дама в шляпке

24 июля 2019 года. Светлана Кварта позирует в собственной дизайнерской шляпке. Фото: из личного архива Светланы Кварты
24 июля 2019 года. Светлана Кварта позирует в собственной дизайнерской шляпке. Фото: из личного архива Светланы Кварты

В импровизированной мастерской дизайнера-модельера головных уборов Светланы Кварты царит магия: здесь рождаются кокетливые шляпки и стильные кепи, таблетки с вуалями и эпатажные цилиндры, меховые теплые шапки и легкие нарядные ободки.

Легким движением тонких рук Светлана натягивает горячий материал, от которого еще идет пар, на деревянные столбики — болванки.

— Готово, теперь материал должен остыть, приобрести форму, и я смогу приступить к самому творческому этапу процесса — декору головного убора, — рассказывает модельер. — Раньше мне казалось, что труднее всего натянуть ткань, так как там много технических секретов. Но со временем поняла: сделать оформление — гораздо сложнее.

Нужно до мелочей продумать каждую деталь.

Сегодня Светлана Кварта — известный в модных кругах дизайнер. Она сотрудничает с коллективом школы «Королевская осанка», созданной на базе центра соцобслуживания «Орехово».

Дизайнер так увлеклась общением с участницами проекта «Московское долголетие», что стала членом Общественного совета по реализации этой программы.

Своих мальчиков и девочек, так Светлана называет подопечных, которым больше 55 лет, она старается научить искусству носить головные уборы.

Трудно поверить, что всего шесть лет назад сама Светлана — профессиональная оперная певица — резко изменила свою судьбу, сменив сцену на подиум. Впрочем, родные не очень удивились ее решению, ведь Светлана, Лев по гороскопу, с детства умела добиваться своих целей.

— Росла я в семье военного: папа — офицер, мама — преподаватель русского языка и литературы. От мамы нам с сестрой по наследству перешли артистизм и музыкальность, — говорит Светлана.

После школы она поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных, хотя решение приняла не сразу.

Была еще одна мечта — стать дизайнером. Тягу к прекрасному ей привила бабушка — княжна Анна Сергеевна.

— Моя мама шить не умела, а бабушка с успехом окончила Институт благородных девиц, была редкой рукодельницей с хорошим вкусом, — рассказывает модельер. — Благодаря ей я в советское время (когда достать яркий, красивый наряд было проблематично) щеголяла в сарафанах, комбинезонах, которые самостоятельно придумывала, кроила и шила. Выпускное платье тоже было собственного производства.

То, что у девочки золотые руки, заметила и мама, которая отвела ее в художественную школу: ведь Светлана очень хорошо рисовала — чувствовала перспективу, цвета и формы.

— Пейзажи, портреты, натюрморты мне давались неплохо. Я с удовольствием посещала все уроки, — вспоминает дизайнер свое детство. — Но больше других мне нравился предмет «Скульптура», где мы лепили из глины и пластилина. Всегда любила делать что-то руками.

Текстильный институт или Гнесинка? Академия музыки или художественный вуз? Вопросы недолго мучили талантливую девушку. Душа ее тянулась к музыке.

Окончив обучение в знаменитой Гнесинке, начинающая профессиональная певица была принята в Театр Наталии Сац (театральный режиссер, первая в мире женщина — оперный режиссер. — «ЮГ»).

Постановки, спектакли, репетиции — молодая актриса отлично проявила себя, и руководитель труппы Наталья Ильинична уже готовила для Светланы большую роль. Но ее планам не суждено было сбыться.

— Мне больно вспоминать то время, когда Наталия Ильинична умерла, — с дрожью в голосе говорит Светлана Кварта. — Без нее театр рассыпался, и я ушла в свободное плавание.

Вскоре певицу пригласил к сотрудничеству коллектив «Скрипач-гитарист».

Светлана стала солисткой ансамбля. Зрители с восторгом принимали старинные цыганские романсы в ее исполнении и специально ходили в Центральный дом работников искусств Натальи Павловой, чтобы услышать, как поет Светлана Кварта.

Казалось, жизнь отлично сложилась: карьера пошла вверх, зрители покорены ее вокальным и актерским талантами, но Светлана неожиданно для всех перестала петь.

— Мне нужно было сменить сферу деятельности по семейным обстоятельствам, — рассказывает она. — Но сидеть без дела я не привыкла, поэтому вспомнила о своем умении делать цветы из ткани. Я увлеклась: делала их в таком количестве, что одарила ими родных, друзей и знакомых — дарить их больше было некому. И я подумала: как быть? Ответ пришел сам собой — надо научиться делать шляпы. Не успела я ввести в поисковую строку запрос, как увидела, что идет набор на курсы по изготовлению головных уборов. Конечно, я сразу стала одной из 15 слушательниц.

Целый год Светлана изучала азы, с удовольствием грызла гранит новой науки, шила, кроила, училась обращаться с мехом, фетром, велюром, соломой.

— А потом каждый ученик, в меру своей фантазии и талантливости, привносил в головные уборы что-то свое, что отличало его работы от других. Мне все давалось легко, — вспоминает модельер. — Я поняла, что предназначена для этой работы, почувствовала, что выбрала правильный путь, потому что все складывалось само собой — без проволочек.

Действительно, не успела Светлана начать работать, как познакомилась с успешным модельером Игорем Гуляевым и получила от него приглашение к сотрудничеству. Теперь два раза в год она делает головные уборы для его дефиле в Манеже.

За несколько лет модельер-дизайнер сделала свыше тысячи шляпок.

— Точную цифру, сколько я сделала работ, не скажу — не знаю. Но порой вижу фотографии в интернете и ловлю себя на мысли, что эта шляпка мне знакома, а потом понимаю — это же моя работа. Для меня головные уборы как дети, все любимые, в каждую вкладываю душу, проживаю их, повторов у меня нет. Если я обещала заказчице, что модель будет эксклюзивной, я слово сдержу. И эта шляпка будет единственная в мире, — уверяет Светлана.

Она, к слову, уверена, что шляпы идут абсолютно всем — просто нужно найти свою.

— Как бывает: примерила женщина в магазине шляпу, отражение в зеркале ей не понравилось, и она сразу решила: «Шляпы — не мое!» — поясняет модельер. — Скажу, что это неправильный подход. Во время работой над шляпкой или ободком на заказ я обязательно держу в голове образ человека: выбираю цвет, материал, форму высоту тульи, ширину полей.

Головной убор подчеркивает достоинства человека, а не наоборот. Я рада, что сегодня женщины стали чаще носить головные уборы. Я не раз замечала, как, примеряя шляпку, девушка (а мы все девушки, несмотря на возраст) меняется.

Появляется осанка, взгляд, манеры — и женщина становится барышней, которая хочет нравиться, а значит, осознает свою красоту. И это чудо.

Новости партнеров