Тайны собора Исаакия

23 июля 2019 года. Настоятель храма Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском епископ Гурий на открытии выставки «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского». Фото: Пелагия Замятина

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского», иллюстрирующая историю дружбы между Москвой и Петербургом.

Кажется, ну что общего между питерским Исаакиевским собором и московской вотчиной Петра I — усадьбой Коломенское? Оказывается, сходства у них больше, чем различий. Так, например, будущий император Петр родился 30 мая — в день памяти святого преподобного Исаакия Далматского. Но парадокс в том, что иконы, посвященные этому святому, в русском искусстве допетровского времени встречались редко.

— Поэтому когда царь задумывал возвести в Петербурге собор, прославляющий силу государства Российского, он решил дать ему имя почитаемого им святого, — рассказал Юрий Мудров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

И, конечно, после завершения строительства число памятников с образом Исаакия Далматского многократно увеличилось.

— У собора непростая судьба, — поясняет Мудров. — Его строили четыре раза. Первая церковь была разобрана, когда стало ясно, что она слишком мала для растущего города, вторая сгорела от удара молнии, а третья была перестроена в тот собор, которым мы его знаем сегодня.

Для главного строителя последней версии собора — французского архитектора Огюста Монферрана Исаакиевского — Исаакий стал главным трудом жизни. По приглашению императора Александра I, который, как и Петр, провел детские годы в Коломенском, француз приехал в Петербург и... остался в России навсегда.

— Удивительно, как нерусскому по рождению Монферрану удалось найти такой рецепт, что храм по его проекту остался внешне западным, а внутри — абсолютно русским, — заметил епископ Гурий, настоятель храма Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском.

К сожалению, европейская внешность собора не выдержала накала русских страстей: торжественное освящение Исаакия произошло в 1858 году, но начиная с 1841 года Монферрану параллельно со строительством приходилось заниматься еще и реставрацией. — Сырой климат Петербурга и отсутствие отопления в храме негативно сказались на состоянии уникальных росписей храма, — пояснил Мудров.

Именно поэтому часть выставки посвящена кропотливой работе реставраторов. Здесь можно увидеть схемы, выполненные ленинградскими художниками в послевоенные годы. Кроме этого, в экспозицию входят и две подлинные мозаики собора, сделанные по оригиналам венецианского художника Хозрое Дузи. Они составляют часть одного из центральных экспонатов выставки — Царских врат главного иконостаса и двух приделов. К слову, эта выставка стала первым случаем в истории собора, когда его музей выехал за пределы Санкт-Петербурга.

Новости партнеров