Дворцу культуры вернули молодость

Римма Алдонина в 1960-е годы. Фото: из личного архива
Римма Алдонина в 1960-е годы. Фото: из личного архива

Мы продолжаем серию публикаций о жительнице улицы Трофимова, архитекторе и поэте Римме Алдониной (на фото). В 1953–1955 годах она работала над проектами домов № 5 и 8 по Автозаводской улице (мы рассказывали об этом в номере от 22 марта). В 1960– 1980-е годы Римма Алдонина участвовала в планировке современных районов Царицыно и Нагатино (номер от 17 мая). А наш сегодняшний рассказ — о ее работе над реконструкцией Дворца культуры ЗИЛ.

Дворцу культуры вернули молодость. Фото: Римма Алдонина в настоящее время
Дворцу культуры вернули молодость. Фото: Римма Алдонина в настоящее время

ОСОВРЕМЕНИТЬ И СОСТАРИТЬ

Дворец культуры ЗИЛ строился по проекту Леонида и Александра Весниных в 1931–1937 годах. Здание было создано на излете эпохи конструктивизма и воплотило его типичные черты: свободная планировка, вместо массивных стен — опоры-колонны посреди фойе, плоская крыша-терраса... Во время войны в театральной части дворца бомбежкой разрушило перекрытия, а после Победы ее отреставрировали в актуальном на тот момент, но полностью чуждом оригиналу духе сталинского ампира. К середине 1960-х годов накопились и другие претензии к зданию: в нем не было кондиционирования, кассового вестибюля, закрытых проходов из фойе в помещения за сценой...

Интенсивная работа над проектом реконструкции развернулась в 1968 году.

Коллективу мастерской № 11 Моспроекта-1 под руководством Павла Зиновьева (архитекторы: Римма Алдонина, Октябрина Лебедева, инженер Петр Михайлов) нужно было осовременить техническое оснащение здания и при этом по возможности возродить дух веснинской постройки, очистив от позднейших стилистических наслоений.

А эти самые возможности были не так велики.

— Мы не стали восстанавливать ни наливные мозаичные полы и подоконники, ни штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале, — вздыхает Римма Алдонина. — Не было ни мастеров, владевших этими технологиями, ни былого разнообразия материалов.

год. Римма Петровна и Слава-технадзор в танцзале клубной части ДК ЗИЛ . Фото из личного архива
год. Римма Петровна и Слава-технадзор в танцзале клубной части ДК ЗИЛ . Фото из личного архива

ПОЛ И ПОТОЛОК

На стройке ДК ЗИЛ Римма Петровна получила производственную травму: свалилась с эстрады на груду кирпича, порвав связку на лодыжке. Ведь архитектору постоянно приходилось осуществлять авторский надзор: выезжать на объекты, лазать по лесам и ловить за руку строителей.

— Был такой Слава-технадзор, он постоянно навязывал свои решения, которые что-то упрощали, — вспоминает Римма Алдонина. — А я их опровергала, объясняя, почему именно так делать нельзя. На одной оперативке он, в конце концов, вскипел: «Что, по проекту, что ли, делать?» На стройке ДК ЗИЛ Римма Петровна первый и последний раз в жизни столкнулась с тем, что сегодня называют сексизмом. Причем со стороны иностранца — мастера из Финляндии, приглашенного экспертом для реконструкции потолка в зрительном зале.

— Впервые вижу столь квалифицированную женщину-архитектора! — восхитился финн.  В СССР профессия (и профессионализм) Риммы Алдониной ни у кого не вызывали удивления. Но финна можно понять: его-то землячки после замужества, как правило, вообще посвящали себя семье, потому что на Западе не было развитой системы детских садов. Советский Союз в этом смысле выглядел царством победившей эмансипации.

Главный вход дворца. Фото из личного архива
Главный вход дворца. Фото из личного архива

ВНУТРИ И СНАРУЖИ

Реконструкция Дворца культуры ЗИЛ закончилась к 1976 году. Клубную часть Алдонина заканчивала уже без Октябрины Лебедевой.

Здание мало изменилось внешне — к нему пристроили кассовый вестибюль, увеличили сценическую коробку, обновили большой витраж на фасаде.

— Правда, у Весниных витраж был в деревянных переплетах, а мы его повторили в алюминиевых, — уточняет Римма Алдонина.

Главные перемены все же произошли внутри. Особенно неожиданной стала архитектура зрительного зала, оригинальными оказались декоративные решения и потолка, и стен.

Этот облик, несущий в себе черты и 1930-х, и 1970-х годов, сохранился до наших дней.

Мы расскажем и о других проектах Риммы Алдониной, связанных с территорией Южного округа. Следите за нашими публикациями

ЦИТАТА

Бабушка, допивай свою микстуру,

Ты сегодня мне очень нужна.

Ну-ка вспомни, как архитектуру

Создавала ты в те времена.

А ну давай, ведь ты,

Ты была конструктивисткой,

Вы тогда немножко

Хватили через край.

Но теперь нам все твои

Идеи стали близки,

Ну давай же, бабушка,

Давай, давай, давай!

Но, бабуся, ни-ни монолита,

И в пропорции циркуль не тычь.

Есть у нас только плиты-корыта

И кривой пережженный кирпич.

А ну давай, нельзя

Над проектом столько биться,

Ведь нужно год еще нам

На утверждение дать.

Вот увидишь, там тебе

Придется потрудиться.

Ну кончай же, бабушка, Довольно рисовать!..

Римма Алдонина. Из песни «Бабушка» (1970).

Новости партнеров