Прощай, мастер детектива

Прощай, мастер детектива. Фото из личного архива Татьяны Поляковой

Известная писательница, автор авантюрных романов ушла из жизни 8 марта. Библиотеки Южного округа, как и другие библиотечные системы столицы, готовят подборки ее книг — а она написала более 90! —и вспоминают творческий путь Поляковой. Наша редакция в конце прошлого года брала у Татьяны Викторовны интервью — говорили понемногу обо всем: про литературу и мужчин, про домашние хлопоты и безумные поступки. Тогда мы не знали, что Татьяна Викторовна больна и уже несколько лет борется с онкологией. Недуг она тщательно скрывала даже от лучших друзей. В память о писательнице мы решили вспомнить тот очень будничный разговор.

– Татьяна Викторовна, какой детектив из тех, что вы когда-либо читали, можно назвать вашим любимым?

– В детстве я любила Конан Дойля, позже — Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера. Детективы Чандлера я считаю эталонными. В одном из интервью вы говорили о спасительной роли книги. Вас тоже когда-то спасла книга? В свое время я прочитала книгу Айрис Мердок «Под сетью» и поняла, чего я хочу — стать писателем. Книга — это всегда повод поразмышлять над поступками героев и задать себе вопросы: а я бы это сделала или нет? Так что это один из способов самопознания.

– Как вы думаете, а ваши книги могут спасти? Или у них другая миссия?

– Сама по себе книга ничего не может. А вот если человек читает ее и находит ответы на какие-то свои вопросы, то безусловно. Иногда книга дает надежду — если герой преодолел все беды, то и я смогу. И в этом смысле неважно, что вы читаете: детектив или классику. Нужные слова можно найти в любой книге.

– Что в детективах от Поляковой самое главное? Что указывает на «бренд»?

– По мнению читателей, живой, интересный диалог и брутальные мужские персонажи. В принципе я с ними согласна.

– Мужчины в ваших книгах похожи хоть чем-то на тех, с кем сводила судьба?

– Конечно. Встречались очень интересные персонажи. И я очень благодарна этим мужчинам за то, что они были в моей жизни и позволили создать яркие характеры.

– Авантюрные истории должен, наверное, писать авантюрный человек. Вы авантюристка?

– Начало работы над книгой всегда авантюра: никогда не знаешь, что из этого получится. А что касается авантюр в жизни: я всем советую переживать их в удобном кресле, с чаем с лимоном, читая детектив.

– Ваш самый безумный поступок?

– В детстве отправилась ночью на кладбище (поспорила, что не испугаюсь). Впечатления от этого потом нашли отражение в романе.

– С вами в жизни происходило нечто, достойное пера писателя-детективиста?

– У меня в Питере машину угнали, и я тут же использовала это в своем романе. У писателя каждое лыко в строку.

– Вам никогда не хотелось принять участие в расследовании преступления?

– Нет, не хотелось. Никогда. Реальное расследование — это ведь всегда чья-то беда, чья-то настоящая боль. Ведь речь идет о преступлении.

– Вы когда-то работали воспитателем в детском саду. Воспитательница Татьяна Полякова чем-то помогла в карьере писательнице Татьяне Поляковой?

– Приучила писательницу быть терпеливой, наблюдательной и с чувством юмора. Без последнего качества с детьми работать никак не получится.

– Чуть-чуть себя в романы добавляете?

– Свой характер не описываю, если вы об этом. Он не подходит авантюрной героине.

– Все знают, что вы пишете свои романы от руки. Много черновиков приходится марать?

– Романов уже 93, в гараже несколько больших коробок с черновиками. Правка в тетрадях, а потом уже в напечатанном тексте. Как правило, еще 3–4 пачки листов, иногда больше. К концу работы роман знаю практически наизусть.

– Испытываете такое чувство, как писательская зависть?

– Считаю это чувство непродуктивным, оттого бесполезным. К тому же от зависти бывает язва желудка. Чужая хорошая книга — это всегда стимул писать лучше.

– Расскажите о ваших взаимоотношениях с музой.

– С музой у меня прекрасные отношения. Мы трепетно любим друг друга.

– Вне своих книг, вне писательства какая вы? Представляю, как вы печете пироги, варите варенье.

– Пироги не пеку, варенье не варю, не консервирую. Этим моя мамочка занимается. Когда со мной внуки, готовлю для них с удовольствием.

– А дача? У вас есть дача?

– У нас дом во Владимире, но там только цветы. Есть дом в Крыму, там много фруктовых деревьев: гранаты, персики, черешня. Но огорода и там нет. Зато много роз.

Новости партнеров