Моряк, механик, испытатель

Родился Степан Никитич 5 ноября 1917 года в Краснодаре, где и прошло его детство. В 1936 году окончил десятилетку и поступил в Новочеркасский индустриальный институт. По окончании 2-го курса в 1938 г. по специальному набору был направлен в Ленинград на учебу в Высшее военно-морское училище им. Дзержинского, затем, в 1941 г., молодого офицера направили для прохождения службы на Черноморский флот. Это было на пороге вой ны. Прошло много лет, но Степан Никитич хорошо помнит начало Великой Оте чественной войны. В то время молодой лейтенант был инженером-механиком боевой части-5 (БЧ-5) быстроходного тральщика, базировавшегося в городе Одессе, то есть на переднем крае. В первые часы агрессии боевые самолеты врага интенсивно бомбили город и военные базы на Черноморском побережье и в устье Дуная. Военные моряки организованно встретили нападение врага. Вплоть до захвата противником Одессы корабль, на котором служил С. Саблуков, вел боевые действия: под обстрелом врага ставили мины в устье Дуная, конвоировали транспортные суда с людьми, войсками и вооружением на маршруте Одесса - Севастополь, высаживали десантные и разведгруппы в районе. Несмотря на постоянные налеты авиации, обстрелы и преследование вражеских кораблей, экипаж с честью выполнял поставленные командованием задачи.
Как вспоминает Степан Никитич, 13 июня 1942 г. Их тральщик у мыса Фиолент подвергся нападению группы немецких самолетов. Поначалу командиру корабля удавалось путем маневра уклоняться от прямых попаданий вражеских бомб.
Однако, несмотря на мужество и стойкость экипажа, корабль получил 3 прямых попадания. В этом неравном
бою погибла половина их экипажа, был ранен и Степан Никитич. Фашистам все же удалось потопить корабль.Бой происходил в трех километрах от берега. За сражением наблюдали наши рыбаки. Они-то и спасли оставшихся в живых героев.
Степан Никитич отказался от лечения, попросился на другой корабль. 16 июня 1942 года офицера назначили на тральщик «Гарпун», который также оказался серьезно поврежденным фашистской авиацией. Пришлось принимать срочные меры для восстановления поврежденного машинного отделения. Перед экипажем была поставлена задача восстановить все системы корабля и обеспечить отправку его в ремонт, на «большую землю». Экипаж работал в тяжелейших условиях постоянных бомбежек, и задача командования была выполнена в минимально сжатые сроки. Для маскировки от преследования вражеских кораблей экипаж
ночью вышел в море по фарватеру минного поля в сторону «большой земли». Прибыв на «большую землю», корабль поставили в ремонт на заводе в порту Поти. В последующем экипажу неоднократно приходилось выполнять задания командования по конвоированию кораблей, транспортов и судов в район Батуми, Туапсе, Новороссийска, Геленджика.
В 1944 году Степан Никитич был назначен дивизионным механиком в 5-й отряд кораблей ВМФ, который в США (на Аляске) принимал тральщики. После разгрома японцев, в 1945 году, их дивизион перебазировали в Порт-Артур, где С. Саблуков служил сначала дивизионным механиком, а затем флагманским механиком охраны водного района портартурской военно-морской базы (Китай).
В 1949 году боевой офицер поступил в Академию вооружения и кораблестроения им. А. Н. Крылова, которую успешно окончил. Его направили для прохождения службы в Москву в техническое, а в последующем - 6-е Управление ВМФ. В центральном аппарате Степан Никитич служил на различных должностях: занимался организацией и проведением воздушных, подводных и подземных ядерных испытаний на полигоне Новая Земля. В 1965 г. его назначили начальником научно-испытательной части этого полигона. Работа с ядерным оружием не прошла бесследно. В 1968 году по состоянию здоровья был уволен в отставку.
Однако, имея огромный опыт и знания, верный присяге и воинскому долгу, Степан Никитич нашел в себе силы продолжить работу. С 1968 по 1996 год работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте оптико-физических измерений.
За мужество и храбрость, проявленные в годы ВОВ, служение Родине в послевоенный период С. Н. Саблуков награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, пятью орденами «Красной Звезды» и более чем двадцатью медалями.
Степан Никитич в годы войны и послевоенное время неоднократно встречался с адмиралом флота Советского Союза Н. Г. Кузнецовым, общепризнанным флотоводцем XX столетия. Сейчас бывалый моряк, ветеран войны, ветеран Черноморского флота и особого риска на заслуженном отдыхе. По мере сил и возможности он встречается с молодежью и школьниками, ведет патриотическую работу среди подрастающего поколения. Саблуков поддерживал идею создания музея в школе №985 в районе Зябликово, а также открытие единственного в стране памятника ветеранам особого риска. Его знают, ценят и уважают не только родные и близкие, но и все, кто с ним служил и работал.
Наталья ГАВРИКОВА.

Новости партнеров