Выставка самоваров в «Коломенском»

26 августа в выставочном подклете дворца царя Алексея Михайловича открылась необычная выставка «Чудо старинного самовара» в музее-заповеднике "Коломенское". Экспозиция включает в себя 310 самобытных предметов: самовары и другие «водогрейные» сосуды, инструменты для выделки и рекламная продукция самоварных фабрик, утварь для сервировки чайного стола, чайные и кондитерские упаковки и другие предметы конца XVIII - начала XX века из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника и коллекции Дмитрия Рогова.

«В России самовар всегда был символом семейного очага, уюта и дружеского общения, - говорит коллекционер, - И мне очень хотелось, чтобы выставка была интересна именно для семейного посещения. Здесь каждый найдет для себя что-то интересное и познавательное. И детям, которые самовары - то, может, вживую никогда не видели, и увлеченным ценителям - коллекционерам. Сегодня в жизни современного человека самовар не является обязательным атрибутом, который должен находиться на столе, когда вся семья собирается вместе. Скорее, он представляет собой диковинку, которую довольно часто приобретают как элемент интерьера».

Представленное на выставке многообразие экспонируемых вещей, знакомит посетителей с типологией «водогрейных сосудов», разнообразием форм и красотой убранства самоваров, с особенностями декора, которые были характерны для центров производства в Российской империи, а также дает представление о том, как делали и продавали самовары, какие предметы окружали самовар на чайном столе и были обязательной частью русского чаепития. Одновременно с самоваром существовали нагревательные сосуды, в которых можно было сварить еду, сбитень или кофе, подогреть или даже охладить вино.

«Банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» - самоварная история в Коломенском.

«Банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» - самоварная история в Коломенском.

На торжественном открытии, директор музея-заповедника «Коломенское» Сергей Худяков отметил, что на протяжении веков самовар был центральным предметом чаепития, которое с XIX века существовало как часть национальной культурной традиции. Он был частью жизни и судьбы нашего народа, находя отражение в русских пословицах и поговорках, в произведениях классиков. Он был необходим и в аристократическом или купеческом доме, и в модном трактире или в чайной для небогатого люда. Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались небольшие дорожные варианты.

«И недаром, что в Европе как только слышали слово «самовар», то сразу понимали, что речь идет о России, - улыбается Худяков. - Самовар был и важной частью оформления интерьера, и поэтому воспринимался как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства. Стоили эти вещи дорого, поэтому до середины XIX века основным потребителем продукции самоварного производства были люди состоятельные. Сегодня нам представилась уникальная возможность увидеть все многообразие предметов для чаепития. Так, в комплект к самовару обязательно прилагались труба, поднос и полоскательные чашки (полоскательницы). К серебряным и мельхиоровым самоварам изысканных форм полагались металлические сервизы, составлявшие с ним единый ансамбль».

Про себя Дмитрий Рогов рассказал, что он родился, как и «положено» в Туле, во второй половине прошлого века, говоря самоварным языком. В последние 5 лет решительно увлекся коллекционированием, восстанавливает, реставрирует старые экземпляры, проводит тематические выставки в Москве и Подмосковье. Да и часто, «со своими самоварами» ездит домой, в Тулу.   

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? История об этом умалчивает. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. В середине XVIII века их производство зародилось на Суксунском заводе, а во второй половине XVIII века открылись первые самоварные фабрики в Москве и Туле. В 1820-1830-х годах появляются фабрики в других российских губерниях, в том числе Санкт-Петербурге и Варшаве.

Их производство имело необычайный успех и приносило немалую прибыль. Недаром, что в 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий.

«Мы постарались собрать экземпляры различных школ и направлений, как правило, сильно конкурирующих между собой, - комментирует Рогов. - Так, например, очень своеобразные варшавские самовары делались из латуни и покрывались, наподобие московских, серебром. В столице на их изготовление шла медь».

В эпоху классицизма самоварам придавали формы, напоминающие амфоры или античные урны. Во второй половине XIX - начале XX века стали появляться самовары различных форм и названий: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» и др. Их поверхность расчеканивалась гранями, «ложками», «колонками», «медальонами», «овалами», а некоторые фрагменты корпуса украшались ручной или механической гравировкой,  накладными бордюрами из рельефных листьев цветов и раковин. Поверхность дорогих самоваров декорировалась популярными орнаментальными мотивами в русском или «византийском» стиле, в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлениях историзма. Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. Таковы, например, самовары из мельхиора, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами и другие. Но, несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково.

В чем, собственно, могут лично убедиться самые любознательные посетители выставки. Им будет предоставлена возможность самостоятельно разобраться в устройстве самовара, изучив его конструкцию и составные части. Коих не мало: шейка, поддон, ручки, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, конфорки, заглушки и мн. др.

Оказывается, ох, как непросто было овладеть ремеслом самоварщика…

Татьяна Белоножкина, фото автора. 

Новости партнеров