Александр Голобородько: Cтал актером и царствую на сцене

На съемках фильма «Верую в любовь». Александр Голобородько в роли Алексея (справа)
На съемках фильма «Верую в любовь». Александр Голобородько в роли Алексея (справа)

Cудьба народного артиста России связана с одной из башен парка «Царицыно»

Возникновение самой романтичной постройки парка «Царицыно» — Башни-руины — предание связывает с судьбой княжны Таракановой. Когда по заданию Екатерины II граф Алексей Орлов отправился на поимку княжны в Италию, с ним якобы поплыл художник, который во время поездки делал зарисовки достопримечательностей.
На Ионических островах он набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После его возвращения в Петербург рисунки попали к императрице, и они ей так понравились, что Екатерина II распорядилась построить в Царицыне руину с бельведером — точь-в-точь по одному из набросков. Народный артист России Александр Голобородько изредка заглядывает в царицынский парк. Судьба этой постройки мистическим образом пересекается с его собственной, ведь он многие годы играл на сцене Театра имени Моссовета в спектакле «Царская охота» Леонида Зорина роль того самого графа Алексея Орлова.

- Александр Александрович, как вы думаете, действительно ли в этой башне томилась княжна Тараканова, с которой ваш герой так жестко обошелся?

- Я думаю, что это все-таки легенда. Красивая, мощная, манящая, таинственная, но легенда. Продиктованная модой, существовавшей в конце восемнадцатого столетия, на сооружение в парках и садах искусственных руин. Потому что на самом деле башня-то была построена намного позже, насколько я помню, архитектором Иваном Еготовым.

- Вы любите бродить в этих местах?

- Очень люблю, но получается редко: живу в центре, на Большой Садовой. Патриаршие пруды — это место, где я выучил на коньках кататься дочку, а потом еще и внучку. Живу в Москве, и она мне становится все ближе, ближе и ближе...

- Мегаполис, шум колес под окнами, запах бензина... Наверное, непросто было привыкнуть к столице человеку, чье детство прошло в крестьянском доме?

- Непросто. Мне иногда снится дом моих родителей на Украине. Его крыша, крытая соломой, печь, полати. Стены дома были самановые. Вы знаете, что такое саман? Из глины делается кирпич, туда добавляется лошадиный или коровий помет, смешанный с соломой. В местечке, где я родился, пол делали глиняным, его называли «доливка». Его убирали вениками из полыни, выстилали чабрецом. Дом ежегодно белили, кирпичом красным делали нарядный кантик. Ну и внутреннее убранство было особенное — крестиком вышивались рушники.

Мой папа, имея только начальное образование, работал всю жизнь в колхозе и при этом до самозабвения любил литературу. И на сцене в этом колхозе он ставил спектакли украинских драматургов. Он разыгрывал спектакли с друзьями, с мамой. А когда мне исполнилось пятнадцать, я тоже начал в школе ставить спектакли. Но при этом всегда хотел пойти в летчики! Неважное зрение оказалось препятствием на пути к мечте, и, «не имея возможности быть королем в жизни, я стал актером и царствую на сцене».

- Из Малого театра, где вы сыграли Ярового («Любовь Яровая»), Эдмонда в «Короле Лире», Константина в «Детях Ванюшина», де Гиша в «Сирано де Бержераке», вы перешли в Театр Моссовета. Как это произошло?

- Это случилось ровно тридцать лет назад. Меня в Театр Моссовета привел Павел Хомский. Мы с ним были знакомы до этого лет десять. И — мистика, я этим летом получил весть о его кончине в Мисхоре, стоя у того самого места на пляже, где он ко мне подошел в шортах и гавайской рубашке со словами: «А не хотите ли возобновить наши отношения?» Мы когда-то гастролировали с киевским театром, и между нами состоялся разговор о моем переходе в его театр, но меня перехватил Малый. Так что Павел Осипович нес определенную ответственность за мою жизнь. Для меня действительно начинается совершенно новый этап.
Правда, он случился поздно, я уже ничего не боюсь, но все-таки ощущение сиротства существует.

- Что вы сейчас собираетесь репетировать?

- Мы в прошлом году выпустили с Павлом Осиповичем два спектакля — «Римскую комедию» и «Энергичных людей» Шукшина. Так часто артисты моего возраста не получают ролей.
Я благодарен судьбе за то, что играл в классике, — Шекспир, Достоевский, Островский... Особых планов по отношению к театру не строю — все распланировано, вряд ли мне найдется сейчас какая-то работа. Но искусство мое — со мной, я все время что-то делаю.
Возможно, наконец начну преподавать.

- А ваш роман с кино, который начался с фильма «Туманность Андромеды», продолжается?

- Из наиболее интересных работ в кино последнего времени — роль Брежнева.

- И как вы себя ощущали в этой роли?

- Замечательно. Я ведь не играл анекдот о Брежневе, я играл человека приличного, который понимал многое и руководил страной 18 лет. Мне было интересно, и получилось, по-моему, удачно.

 

Досье

Александр Александрович Голобородько — советский и российский актер театра и кино, народный артист РСФСР. Является президентом международного кинофестиваля «Созвездие» и вице-президентом Гильдии актеров кино России. В 2010 году удостоен ордена почета за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства.

Новости партнеров