Быть учителем — значит творить

Стол учителя в кабинете биологии. Здесь хранятся учебники, диски с видеоуроками и различные модели.
Стол учителя в кабинете биологии. Здесь хранятся учебники, диски с видеоуроками и различные модели. Фото: Ирина Кошелева

Существует мнение, что работа учителем в школе достаточно консервативная и скучная. Дети шумят, отвлекаются на смартфоны и часто не хотят делать домашнее задание. Но преподаватель из школы №949 района Орехово-Борисово Южное Любовь Лягас утверждает, что все как раз наоборот.

— Всю свою педагогическую деятельность я веду предметы, которые кажутся детям интересными и познавательными, — рассказывает Любовь Михайловна. Заслуженный учитель столицы преподает биологию и экологию более 34-х лет.

Корреспондент «Южных горизонтов» встретилась с педагогом почти сразу после ее профессионального праздника, который отметили 5 октября. Все поздравления сказаны и школьная суета стихла. Ближе к вечеру коридоры учебного заведения пустеют, а в классах становится совсем тихо. В кабинете биологии начинается урок истории. Истории Любови Михайловны Лягас.

Определилась с профессией в восемь лет

Любовь Михайловна Лягас
Любовь Михайловна Лягас. Фото: из личного архива Любови Михайловны Лягас

Желание стать педагогом появилось у Любови Михайловны в начальных классах. Тогда ей хотелось самой выставлять оценки и проводить уроки. Кроме этого, у Любови Михайловны была хорошая учительница по биологии. Она показывала интересные опыты и организовывала экскурсии. Именно эта женщина вдохновила совсем юную девочку уже тогда определиться с выбором будущей профессии.

— Я поняла, что на этом предмете можно творить, — отмечает Любовь Михайловна.

Учитель утверждает, что ей всегда нравилось проводить с детьми научно-практические работы и участвовать в конкурсах. По ее словам, ключевая особенность преподавания — общение с учениками. На уроках Любови Михайловны у каждого есть возможность высказать свою точку зрения и попросить помощи у опытного наставника.

Педагог подготавливает старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена. Она старается наиболее понятно объяснить им сложные термины. Как правило, ученики 11 классов, которые сдают биологию, хотят связать свою жизнь с медициной.

— Это нелегкая дисциплина, требующая повышенного внимания, — отмечает учитель.

Любовь Михайловна училась в Казанском педагогическом институте на естественно-географическом факультете. Студенты в ее группе тесно общались и помогали друг другу. На вопрос «Тяжело ли было учиться?» преподаватель ответила так:

— Мы приходили в институт рано утром и возвращались домой поздно вечером. Нам часто давали много работы, а справочную литературу можно было найти только в библиотеке. В университетской читальне мы провели большую часть студенчества.

Более 12-ти лет в школе №949

Любовь Михайловна преподавала в трех школах. Сначала она 16 лет работала в учебном заведении на севере Москвы, а затем переехала в другой конец столицы.

Любовь Михайловна Лягас с ее класс приняли участие в акции «Урок в музее»
Любовь Михайловна Лягас и ее класс приняли участие в акции «Урок в музее». Фото: из личного архива

В 2007 году учитель познакомилась с нынешним директором школы №949 Ириной Петровной Антоновой. В то время они часто пересекались: обсуждали планы обучения и подолгу проверяли олимпиадные работы. Обе были учителями биологии и хорошо понимали друг друга. Позднее Ирина Петровна пригласила Любовь Михайловну перейти в ее школу. С тех пор прошло более 12-ти лет. Любовь Михайловна считает, что поступила тогда правильно. Ей нравится коллектив и приятная атмосфера в школе.

Заслуженный учитель города Москвы

Звание, которое заставляет гордиться своей профессией. Это не единственная награда в копилке у Любови Михайловны.

Когда учитель преподавала в школе на севере столицы, она получила звание «Отличника просвещения».

В 2009 году, уже в другом учебном заведении, Любовь Михайловна решила попробовать свои силы в следующем конкурсе. Жюри оценило не просто работу преподавателя, но и то, как много наград завоевали ее ученики. За это Любови Михайловне вручили грант.

— Если твои ребята выиграли, значит, как педагог ты приложил достаточно усилий, — комментирует она.

Звание заслуженного учителя города Москвы присвоили Любови Михайловне в 2015 году. Награду выдали на основе предыдущих достижений и побед.

— Это сильно вдохновляет. Хочется работать еще больше и усердней, занимаясь не только своим предметом, но и внеклассными мероприятиями.

Урок на «Экологической тропе»

Любовь Михайловна тематически оформила шкафу в своем кабинете. Ученики постоянна туда заглядывают и любопытничают.
Необычно оформленная полка в шкафу притягивает любопытных учеников. Фото: Ирина Кошелева

Около четырех лет Любовь Михайловна преподавала экологию. Педагог разработала программу обучения под названием «Экологическая тропа» в форме тематического квеста.

На территории школы создали девять «станций», на которых дети проходили задания. Так, например, ученики смогли получить знания о деревьях, кустарниках и птицах.

— Ребятам полезно узнать больше о флоре и фауне города, в котором они живут, — отмечает учитель.

Квест проходили как совсем юные ученики, так и старшеклассники. Один «заход» был рассчитан на 45 минут. За это время дети могли пройти все станции. Школьники рассматривали птичьи следы, рисовали кроссворды на асфальте и составляли ребусы.

Конференции как метод обучения

Любовь Михайловна активно занимается подготовкой своих учеников к научно-практическим конференциям. Они выбирают близкую к их увлечениям тему и проводят исследовательскую работу.

Так, например, ученица пятого класса пару лет назад заняла первое место на конференции «Бережем планету вместе». Она изучила значение структурированной воды для проращивания семян и записала свои наблюдения. В тот же год другие ученики представили работы «О вреде "Колы"», «Как в городской среде выжить человеку?» и другие. Любовь Михайловна считает, что сейчас достаточно сложно выбрать актуальную тему для исследования, поскольку большинство из них уже хорошо изучены.

Победы на конференциях особенно важны для учеников выпускных классов.

— Многие ребята не хотят дополнительной нагрузки. Но при поступлении в высшее учебное заведение комиссия зачастую посмотрит на портфолио из грамот и сертификатов,  — говорит Любовь Михайловна.

Учитель помогает организовывать школьные конференции. На них ребята приобретают навык публичных выступлений и становятся хорошими ораторами, учатся писать и оформлять научные работы.

Черепаха Тортила живет в лаборантской кабинета биологии.
Черепаха Тортилла живет в лаборантской кабинета биологии. Фото: Ирина Кошелева

Технологии помогают не только учиться, но и преподавать

— Теперь у нас нет досок с мелом, — говорит Любовь Михайловна и улыбается, показывая на большой экран на стене. — Мы можем подключиться к «Московской электронной школе». С помощью ресурса я показываю ребятам видеоролики, смотрю сценарии уроков других преподавателей и загружаю свои.

Сейчас все бумажные носители в школе заменила электроника. Дневник стал виртуальным, доска сенсорная, а мел превратился в специальное перо.

— Это очень удобно. Буквально год назад педагоги сдавали экзамен на понимание работы электронной доски. А сейчас мы можем сами научить пользоваться современным оборудованием кого угодно.

Современные дети и поток информации

Педагог считает, что вокруг современных детей слишком много информации. Из-за этого некоторые теряют внимание во время обучения. Для тех, кто умеет быстро распределить информацию «по полочкам», получить новые знания легко, особенно, если на занятиях кроме теории есть практика. Любовь Михайловна всегда готова помочь ребятам, которые усваивают информацию постепенно.

По словам преподавателя, универсального метода, который подошел бы всем ученикам сразу, не существует. Педагог старается найти своей подход даже к тем, кто не очень любит естественные науки.

О гордости и «звонке для учителя»

— Многие мои ученики добились успеха. Кто-то стал врачом или, как я, педагогом. Кто-то учится на биологическом факультете или журналистики в престижных институтах столицы, — поделилась педагог.

Любовь Михайловна не забывает своих учеников. Она видит, как некоторые из них приводят уже своих детей в школу.

Увлекательное занятие подходит к концу, и я решаю спросить, для кого в первую очередь звенит звонок с урока.

— Звонок для всех, — отвечает Любовь Михайловна. — Ученикам нужно отдохнуть, поесть и «перезагрузиться» до начала следующего занятия, а педагогам — подготовиться к проведению следующего урока.

Любовь Михайловна Лягас — это пример того, как порой бывает легко выбрать свою профессию. Иногда работа становится не просто графиком 5/2, а насыщенным путешествием длиною в жизнь. Педагог из столичной школы доказала, что если очень сильно любить свою профессию, в ней найдется место творчеству, саморазвитию и признанию.

Новости партнеров