Петр Первый: и антихрист, и отец
К 350-летию со дня рождения первого российского императора Музей-заповедник «Коломенское» открыл выставку «Петр I. Мифы и легенды». В экспозиции, развернутой в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича, представлено более 120 памятников, среди которых: оружие, мебель и бытовые предметы петровской эпохи, портреты государя и его соратников, уникальные иконы.
По словам куратора проекта, историка Дмитрия Тараторина, к юбилею императора подготовлено огромное количество выставок по всей России, и, несмотря на то что музей-заповедник располагает своей коллекций предметов, относящейся к петровской эпохе, для того чтобы сделать что-то уникальное, нужен был особый ракурс.
— Я решил затронуть двойственность фигуры Петра I, — говорит он. — И эта двойственность — тотальна. Если мы возьмем разные идеологические группы: западников и славянофилов, государственников и либералов, то в каждой из этих групп есть как защитники, так и антагонисты идей Петра. Нельзя сказать, что славянофилы тотально против, а западники — тотально за: что-то принимается, что-то резко отвергается. Я разместил в экспозиции много цитат великих людей, которые высказывались о Петре в разных контекстах.
Выставка получилась не просто демонстрацией коллекции, а диалогом. Так, современники Петра, столкнувшиеся с бескомпромиссным стилем насаждения реформ императором, которые, как вспоминал Пушкин, были «будто писаны кнутом», прозвали его «антихристом». Здесь можно увидеть боевой топор — бердыш, которым был зарублен отец Андрея Матвеева, соратника Петра, во время Стрелецкого бунта. Как известно, события восстания повлияли на молодого Петра, который впоследствии также без тени сомнения избавлялся от недругов. Также хладнокровно он избавился и от своего сына Алексея, потенциального наследника престола, которого хитростью выманил из Рима и предал расправе.
Впрочем, через время возник новый взгляд на Петра как на «отца отечества». На это повлияла деятельность императора, которая «переформатировала» страну и создала новую элиту. Ее итоги легли в основу позитивного мифа о мудром царе-созидателе. В дальнейшем это представление сформирует «державный миф», воплощенный в фильме «Петр Первый». Этот взгляд разделял и философ Петр Чаадаев, цитату которого можно увидеть на выставке: «Неужели вы думаете, что, если бы он нашел у своего народа богатую плодотворную историю, живые предания и глубоко укоренившиеся учреждения, он не поколебался бы кинуть его в новую форму? И с другой стороны, позволила бы страна, чтобы у нее отняли реальное ее прошлое и, так сказать, навязали ей прошлое Европы? Но ничего этого не было. Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад».
Главными символическими объектами выставки является таймлайн на полу в форме круга с черно-белыми датами событий из жизни Петра и стенд с иконой «Спас Великий Архиерей», из-за стены которого смотрит портрет императора.
— Мы видим, как государь и Господь начинают конкурировать, — поясняет Тараторин, — фигура Петра вытесняет фигуру Христа...
Задача выставки — не навязать единую точку зрения, а продемонстрировать имеющиеся, чтобы зритель мог занять ту сторону, которая ему ближе. Впрочем, важно не забывать, что все идеи о «Великом Петре» были
мифологизированы для того, чтобы создать новые смыслы. Реальность могла кардинально отличаться от легенд. Впрочем, для ретроспективы длиной в 350 лет это уже мелочи. Специально к открытию был разработан путеводитель «Петровские линии», в котором особое внимание уделено местам, связанным с именем легендарного правителя, расположенным на территории Музея-заповедника «Коломенское» и усадьбы «Измайлово».
ИСТОКИ
Во время пребывания царя за границей в России вспыхивает новый стрелецкий бунт, из-за чего Петр возвращается на родину, чтобы лично чинить суд. Жестокость наказания поражает людей. На этом базируются первые мифы о Петре — сначала о том, что его подменили, а затем и вовсе, что он — антихрист.