Петр Первый: и антихрист, и отец

25 мая 2022 года. Куратор выставки «Петр I. Мифы и легенды» Дмитрий Тараторин считает, что на фигуру первого императора Всероссийского нельзя смотреть только с одной точки зрения. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

К 350-летию со дня рождения первого российского императора Музей-заповедник «Коломенское» открыл выставку «Петр I. Мифы и легенды». В экспозиции, развернутой в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича, представлено более 120 памятников, среди которых: оружие, мебель и бытовые предметы петровской эпохи, портреты государя и его соратников, уникальные иконы.

Фрагмент оклада Евангелия, XVII век. Медальон с клеймом «Восстание из гроба» с центра оклада Евангелия, которое приказом Петра Первого отправили в 1704 году из Книжных палат в Дворцовое село Коломенское в церковь Вознесения Господня. Фото: . Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

По словам куратора проекта, историка Дмитрия Тараторина, к юбилею императора подготовлено огромное количество выставок по всей России, и, несмотря на то что музей-заповедник располагает своей коллекций предметов, относящейся к петровской эпохе, для того чтобы сделать что-то уникальное, нужен был особый ракурс.

— Я решил затронуть двойственность фигуры Петра I, — говорит он. — И эта двойственность — тотальна. Если мы возьмем разные идеологические группы: западников и славянофилов, государственников и либералов, то в каждой из этих групп есть как защитники, так и антагонисты идей Петра. Нельзя сказать, что славянофилы тотально против, а западники — тотально за: что-то принимается, что-то резко отвергается. Я разместил в экспозиции много цитат великих людей, которые высказывались о Петре в разных контекстах.

Статуя Петра Первого, XX век. Фигура, выполненная из бронзы для модели монумента «В ознаменование 300-летия российского флота», автор скульптуры Зураб Церетели. Полноценный монумент в итоге разместили на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Выставка получилась не просто демонстрацией коллекции, а диалогом. Так, современники Петра, столкнувшиеся с бескомпромиссным стилем насаждения реформ императором, которые, как вспоминал Пушкин, были «будто писаны кнутом», прозвали его «антихристом». Здесь можно увидеть боевой топор — бердыш, которым был зарублен отец Андрея Матвеева, соратника Петра, во время Стрелецкого бунта. Как известно, события восстания повлияли на молодого Петра, который впоследствии также без тени сомнения избавлялся от недругов. Также хладнокровно он избавился и от своего сына Алексея, потенциального наследника престола, которого хитростью выманил из Рима и предал расправе.

Рабочий стол Петра, XVIII век. Этот предмет мебели сделали немного позже времен Петра, но по сохранившимся свидетельствам, оригинальный стол императора был очень похож на свою копию. У него толстая столешница, украшенная орнаментом по периметру, а в центре российским двуглавым орлом. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Впрочем, через время возник новый взгляд на Петра как на «отца отечества». На это повлияла деятельность императора, которая «переформатировала» страну и создала новую элиту. Ее итоги легли в основу позитивного мифа о мудром царе-созидателе. В дальнейшем это представление сформирует «державный миф», воплощенный в фильме «Петр Первый». Этот взгляд разделял и философ Петр Чаадаев, цитату которого можно увидеть на выставке: «Неужели вы думаете, что, если бы он нашел у своего народа богатую плодотворную историю, живые предания и глубоко укоренившиеся учреждения, он не поколебался бы кинуть его в новую форму? И с другой стороны, позволила бы страна, чтобы у нее отняли реальное ее прошлое и, так сказать, навязали ей прошлое Европы? Но ничего этого не было. Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад».

Портрет Петра Первого, конец XVIII — начало XIX века. Портрет последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского Петра Алексеевича Романова. Написан на холсте маслом неизвестным художником. Сейчас выставляется в Музее-заповеднике «Коломенское» в рамках коллекции древнерусской живописи. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Главными символическими объектами выставки является таймлайн на полу в форме круга с черно-белыми датами событий из жизни Петра и стенд с иконой «Спас Великий Архиерей», из-за стены которого смотрит портрет императора.

Французский камзол, XVII век. Петр Первый ввел моду на европейское платье. В Коломенском представлен вариант праздничной европейской одежды: белая рубашка с жабо, короткие штаны-кюлоты, камзол, кафтан и чулки. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Мы видим, как государь и Господь начинают конкурировать, — поясняет Тараторин, — фигура Петра вытесняет фигуру Христа...

Задача выставки — не навязать единую точку зрения, а продемонстрировать имеющиеся, чтобы зритель мог занять ту сторону, которая ему ближе. Впрочем, важно не забывать, что все идеи о «Великом Петре» были

мифологизированы для того, чтобы создать новые смыслы. Реальность могла кардинально отличаться от легенд. Впрочем, для ретроспективы длиной в 350 лет это уже мелочи. Специально к открытию был разработан путеводитель «Петровские линии», в котором особое внимание уделено местам, связанным с именем легендарного правителя, расположенным на территории Музея-заповедника «Коломенское» и усадьбы «Измайлово».

Портрет Петра Первого, конец XVIII — начало XIX века. Портрет последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского Петра Алексеевича Романова. Написан на холсте маслом неизвестным художником. Сейчас выставляется в Музее-заповеднике «Коломенское» в рамках коллекции древнерусской живописи. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

ИСТОКИ

Корабельные часы, XVII век. Корабельные песочные часы «склянки» с двумя стеклянными колбами, которые использовались западными мореплавателями для распределения вахт на корабле. Петр привнес и эту практику в наш флот. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
Люцерновые часы, первая четверть XVII века. Такие часы назывались люцерновыми, поскольку, подвешиваемые на стену или поставленные на стол, они напоминали по форме старинные уличные свечные фонари. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Во время пребывания царя за границей в России вспыхивает новый стрелецкий бунт, из-за чего Петр возвращается на родину, чтобы лично чинить суд. Жестокость наказания поражает людей. На этом базируются первые мифы о Петре — сначала о том, что его подменили, а затем и вовсе, что он — антихрист.

Новости партнеров