История, которую рассказали стулья

25 июля 2022 года. Композитор Ольга Бочихина записала для выставки «хор стульев». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В выставочном зале «Атриум» музея-заповедника «Коломенское» открылась экспериментальная выставка «Стул’Я. История стула в 12 ½ главах». С результатом эксперимента познакомился корреспондент «ЮГ».

Не сосчитать, сколько знакомств за всю историю началось с вопроса «У вас свободный стул найдется?» И это заставляет задуматься: а что есть стул? Предмет мебели, повод для разговора или нечто большее?

Задумался об этом и куратор проекта Михаил Юшкевич, который, придумывая выставку со стульями XVIII–XIX веков из коллекции музея-заповедника, вдруг разглядел за ними «настоящую вселенную».

— В фондах музея есть красивая коллекция из 50 стульев, — рассказывает он. — Хранителю музея Ольге Анатольевне Поляковой пришла в голову мысль показать их с разных ракурсов. И я настолько вдохновился этой идеей, что решил дополнить имеющуюся коллекцию современным искусством и звуковыми инсталляциями. В итоге стул, выступавший статистом, превратился в самостоятельного персонажа, показав, что он куда глубже и интереснее самого себя.

В результате получился необычный проект, который выбивается из традиционного для музея-заповедника «Коломенское» исторического контекста.

Бальные стулья XIX века здесь соседствуют с огромным ярко-красным троном оперного режиссера Леонида Баратова и с серией глиняных скульптур Марианны Романовской, изображающей семью стульев — мужчину, женщину и ребенка. А игрушечный мельхиоровый гарнитур конца XIX века органично продолжает серию макетов к спектаклям, в центре которых — стулья разных размеров и форм. Создатели выставки уверяют, что стул — прекрасный предмет для вдохновения писателей и поэтов. В подтверждение этого на стенах вывешены отрывки из произведений, главным героем которых стал стул. Так, здесь есть, к примеру, «Посвящение стулу» Иосифа Брод ского:

«Стул, что твой наполеон,

красуется сегодня,

где вчерась.

Что было бы здесь,

если бы не он?

Лишь воздух. В этом

воздухе б вилась пыль...»

Кресло-трон для постановки оперы «Борис Годунов» режиссера Леонида Баратова. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

О стульях писали Николай Гоголь, Герман Гессе, Илья Ильф и Евгений Петров. Даже в названии Выставки заложена отсылка к пост-модернистскому роману писателя Джулиана Барнса «История мира в 10½ главах».

Впрочем, музыканты тоже не остались в стороне от темы стула. Так, композитор Ольга Бочихина придумала для выставки музыкальную композицию из звуков, издаваемых стульями, — стука, свистов, шелеста.

— Кто-то услышит здесь ударную установку, кто-то — ритмы джаза и восхитится тем, как можно, оказывается, исполнить джемсейшен, — объясняет она. — Я надеюсь, что это послужит вдохновением для композиторов.

Интересно, что записывался «хор стульев» при помощи профессиональных музыкантов из Центра электроакустической музыки Московской консерватории.

Помимо того, что проект расширяет культурные границы для самого музея-заповедника, он открывает новую страницу и в истории выставочного зала «Атриум», который несколько лет назад был отреставрирован и использовался в основном в качестве концертной площадки. Яркая экспериментальная выставка призвана взглянуть на обновленное пространство по-новому: почти также, как сотрудники музея взглянули на обычный стул. Кстати, выставку дополняет параллельная программа, включающая в себя спектакли, лекции и экскурсии. Оценить необычный для музея-заповедника «Коломенское» выставочный проект можно до 15 октября.

СПРАВКА

Самый известный дизайн стула в мире — венский («тонетовский». — «ЮГ»), выпускающийся в неизменном виде более 150 лет.

Новости партнеров