Неизвестные лики Богородицы

15 октября 2022 года. Куратор выставки Вера Мужева у образа Рождества Богородицы. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском открылась выставка «Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы». Она открывает цикл проектов, посвященных православным праздникам.

Выставка совсем небольшая — всего три зала. Но по наполнению она весьма объемна: здесь и тема пророчеств о рождении Богоматери, и пиктограммы, созданные на основе ветхозаветных символов и прообразов, и различные схемы иконографии изображения Богородицы.

— В православной иконописной традиции образов Богородицы огромное количество. Наверное, только ей одной известно их окончательное число! — шутит куратор выставки Вера Мужева.

Но чаще всего встречается иконография на основе рождества Богоматери и событий ее земной жизни. Так, самыми популярными являются сюжеты «Неопалимая купина» и «Живоносный источник».

Богоматерь — Жена облаченная в солнце. XVIII век. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— У нас представлено две иконы «Живоносный источник», — говорит куратор. — Это популярный образ, где Богородица изображена с младенцем Христом сидящей в чаше фонтана. Из фонтана течет исцеляющий источник. Конечно, сами иконы отличаются друг от друга, ведь общую схему каждый иконописец представлял по-своему.

Особого внимания заслуживает очень редкая икона «Рождество Богоматери» начала XVII века.

— О жизни Богородицы до нас дошло мало сведений, — поясняет Мужева. — В основном большая часть из них представлена в канонических евангелиях и преданиях. Но на этой иконе подробно изображено рождение Богоматери.

Согласно евангелию, у праведных Иоакима и Анны долго не было детей. Анна плакала и молилась Создателю во дворе своего дома у водоема с белыми птицами. Он и показан на иконе. Создатель подарил Анне дочь. Момент, когда родители обнимают и ласкают маленькую Марию, очень редко встречается в иконописи, но здесь его можно увидеть. После приветствия идет сцена омовения новорожденного дитя.

Со временем иконописцы стали свободнее писать бытовые события. Например, на фрагменте иконы «Рождество Богоматери» конца XVII века можно увидеть сценку, изображающую первые шаги Марии.

Сочинение святителя Иоанна Максимовича «Алфавит собранный, рифмами сложенный». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва».

Кроме этого, на выставке есть уникальная икона с изображениями 180 клейм — самых распространенных ликов Богоматери. Среди них можно встретить даже такой редкий образ, как Богородица с непокрытой головой. Интересно, что на каждом из этих клейм лик Марии не похож на соседний. По словам куратора, это происходит из-за того, что образы Богоматери в византийском, греческом и русском искусстве несут в себе национальные черты и эстетические идеалы того или иного времени.

Сама выставка приурочена к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, отмечающемуся 21 сентября.

— Этот двунадесятый праздник открывает новый церковный год, — объясняет Вера Мужева. — Он важен для православных христиан, потому что вся история Нового Завета начинается с рождения Мaрии. Для того чтобы лучше понять исторический материал, который лег в основу выставки, каждому посетителю предлагается бесплатный аудиогид.

Увидеть экспозицию можно до 20 ноября.

Новости партнеров