Музыкант Елена Ворфоломеева: Балалайка создана для рок-музыки!

12 октября. Балалаечник-виртуоз Елена Ворфоломеева часто исполняет классические рок-хиты на своем инструменте, чем немало удивляет публику. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В библиотеке № 152 в районе Орехово-Борисово Южное прошел праздник «Серебряная нить поколений». Среди выступавших была музыкант, балалаечник-виртуоз Елена Ворфоломеева.

Елена, вы приняли участие в концерте «Серебряная нить поколений». Слушатели солидного возраста — для вас особенные?

Да, и я очень рада, что меня сюда пригласили. Концерт получился замечательный. Такое удовольствие играть людям старшего поколения. Потому что в последнее время не так много исполняется музыки, которая была популярна в советское время. Как мне кажется, это те мелодии, которые радуют наших мам, бабушек. Поэтому я рада была сыграть песни, которые бы у них отозвались в душе.

Вы исполняли классические советские песни?

Сегодня я исполняла разные мелодии. Естественно, так как это балалайка — это были народные песни, но лично я очень люблю советскую классику, советскую эстраду, советские кинофильмы, мультики. Там была такая прекрасная музыка, прекрасные тексты. В первую очередь музыка очень узнаваемая. И я очень была рада, что этим песням все подпевали. «Разговоры со счастьем» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Мохнатый шмель»... Так было здорово, что зал поет, для артиста это потрясающие ощущения.

С чего началось ваше увлечение этим музыкальным инструментом?

Мама меня привела в воскресную школу, когда мне было четыре года. Так как у нас в роду все были инженеры, музыкальных инструментов я мало знала и пришла учиться на фортепиано. Когда провели прослушивание, меня вывели и сказали маме: «Знаете, ваша девочка не хочет играть на фортепиано, она хочет играть на балалайке». Мама как стояла, так и села. Почему балалайка, откуда именно этот инструмент? Непонятно вообще. У меня папа играл частушки на гармошке, но для себя, непрофессионально. Учителя сказали, что инструмент достаточно сложный, особенно для маленьких детишек. Вторая попытка отдать меня в музыкалку была в шесть лет. Мы снова прошлись, мне показали все инструменты, и я опять сказала «балалайка». Так и пошло, потом я окончила музыкальное училище, затем консерваторию. Работала в Новосибирской филармонии несколько лет, играла в оркестре. Потом занялась сольной детальностью. Сейчас играю несколько другую музыку, нежели раньше.

Какую музыку вы сейчас предпочитаете?

Сейчас предпочитаю рок.

На балалайке?!

Да, на балалайке! Причем русский рок очень люблю. Так сложилось исторически. В принципе, я люблю ту музыку, которая отзывается в душе. Русский рок — это такая отдельная веха, «Король и Шут», допустим. Это одна из моих любимых групп. Я ее активно играю на всех концертах. Сегодня был немного другой формат, и здесь не требовалась эта музыка. С моей точки зрения, русский рок идеально ложится на балалайку, получается русский народный рок. Мне кажется, это шикарно.

Балалайка сильно отличается от других инструментов? Есть какие-то особенности?

Играем пальцами в основном. Три струны. Особенности… На самом деле любой инструмент уникален. На балалайке, мне кажется, можно сыграть любую мелодию, показав и веселье, и тоску. Вот как на концерте. Сначала шла тоскливая «Лебединая верность» и за ней сразу же «Эх, яблочко…»

Насколько часто вы даете сейчас живые концерты?

Пандемия закончилась, поэтому концертов стало заметно больше. Во время локдауна я выкладывала ролики в социальные сети, но гораздо круче, когда ты видишь глаза, играешь людям и видишь, как отзывается эта музыка.

Сейчас балалайка не очень популярный инструмент, может быть, вы передаете свои знания кому-нибудь?

Сама я не преподаю, но показываю, что это может быть модным и можно играть не только «Калинку-малинку», хотя я против нее тоже ничего не имею. Мне кажется, задача музыкантов, выступающих и концертирующих, показать, что этот инструмент сейчас актуален, а для этого нужно играть актуальную музыку. Когда детишки это слушают, они говорят: «Ой, а что это такое? А дай-ка я попробую». И это здорово, потому что, мне кажется, бесполезно приводить ребенка в школу, когда он вообще не хочет играть, я сама через это прошла. Нам же никто не говорил, что можно играть актуальную музыку. Мы играли то, что написали 50 лет назад. Классика, безусловно, нужна, но нужно показывать, что сейчас это тоже применимо на практике. Собственно, чем я и занимаюсь.

И много сейчас подобных вам популяризаторов?

На самом деле — да. Но по мне, так сейчас больше скрипачей, хотя в одной социальной сети я видела и татарского парня, играющего на баяне. Это здорово, что наши мелодии и музыку могут видеть иностранцы.

Иностранцы как реагируют?

Я как-то выступала перед зарубежной публикой. Позитивно. У них, конечно, хрестоматийное представление: «медведи, балалайки, матрешки, водка» и прочее. Естественно, это весело. Вот, кстати, китайцы знают «Подмосковные вечера», знают «Катюшу». Эта дружба народов началась с Советского Союза. Когда перед ними рок играешь, в принципе, обратная реакция — это шок, удивление. Они спрашивают: «Это что вообще? Вот на этом можно играть нормальный рок, вроде Show must go on?» Люблю удивлять публику. Мне кажется, этот инструмент, балалайку, как ты подаешь, так и будут воспринимать. Неважно — русский, иностранец, тут главное, чтобы музыка шла от души, и тогда тебя обязательно услышат.

Есть у вас места в Южном округе, которые вы можете назвать самыми любимыми?

Я очень люблю парки, конечно. В «Коломенском» я в первый раз в жизни в этом году была, все ноги не доходили. «Царицыно» — это, конечно, потрясающе. Очень люблю ходить, гулять на природе, подпитка такая идет, и уши отдыхают, потому что все время ты играешь. Должна быть перезагрузка, поэтому парки просто обожаю.

 

 

ДОСЬЕ

Елена Васильевна Ворфоломеева — российский музыкант, балалаечник, лауреат множества международных конкурсов. В 2009–2016-х работала в Русском Академическом оркестре Новосибирской филармонии. С 2011 года начала выступать сольно со своим проектом Lady Balalaika.

Новости партнеров