Прогулки по лабиринтам детства
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.1-1024x681.jpg)
В гости к известному режиссеру-аниматору, жителю Южного округа Кириллу Поликарпову корреспонденты «ЮГ» напрашивались уже давно. Встреча состоялась накануне празднования Международного дня анимации.
Приветствуя корреспондентов на своем главном рабочем месте, в стенах Московского музея анимации, Кирилл Владимирович процитировал своего учителя Леонида Шварц мана.
— Не стареет тот, кто не боится оставаться ребенком, — сказал Поликарпов и гостеприимно распахнул дверь в мир непроходящего детства. Музей был основан народным художником Российской Федерации, советским и российским режиссером-мультипликатором Леонидом Шварцманом. С 2006 года Поликарпов стал его креативным директором.
10 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.4-300x200.jpg)
музея. Вмонтированный в нее зоотроп
«оживил» танцора сиртаки.
Первым делом главный экскурсовод Музея анимации продемонстрировал нам очень маленький, точно игрушечный, кинотеатр наподобие древнегреческого храма. Архитектурное оформление оказалось выбрано не случайно.
— Теперь не поленитесь взглянуть на экран античной синематории. — Поликарпов, точно волшебник, зажег освещение в игрушечном домике, и там понесся беззвучный сиртаки. Рядом с ним на почетном месте воцарилась древнегреческая амфора, роспись которой представляет последовательную череду танцевальных движений. Опытные сотрудники музея угадали в них попытку танец оживить. Не прошло и четырех тысячелетий, как узор задвигался.
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.5-1-300x200.jpg)
— Посмотрите на эту оптическую игрушку, — предложил Кирилл Владимирович, — зоотроп («зоо» от слова «жизнь», «троп» означает движение), его изобрел английский математик Джордж Хорнер в 1833 году. Еще один такой же волшебный «преобразователь» под названием праксиноскоп в 1877 году разработал французский художник Эмилья Рейно.
— Это, по сути, предтеча спецэффектов в кинематографе, — добавил режиссер-аниматор. Узор с амфоры даже не пришлось дорисовывать, просто сделали его копию на прозрачной пленке, а потом с помощью праксиноскопа получили двигательный эффект. Но и это открытие оказалось еще не самым восхитительным. Как-то, разглядывая фотографии наскальных рисунков первобытных людей, художники-мультипликаторы пришли к похожим выводам. Изображения бегущих косуль и догоняющих их лучников опять напомнили своей динамикой раскадровку.
— Смотрим и видим позы — одну, вторую, третью… Лучников с антилопами нам удалось так же перевести на пленку, для демонстрации этих первобытных мультиков нами был сконструирован кубик времени, — улыбаясь, Кирилл Владимирович подтвердил наглядно их «оживление». — Вот мы и доказали, что мультипликации более 10 тысяч лет.
ЖИВЫЕ, ЯРКИЕ, СО СМЫСЛОМ
Интересно, что первые советские мультфильмы (20–30-х годов прошлого века), например, «Китай в огне» или «Каток», во многом напоминают эти доисторические живые картинки. Кстати, те мультики рождались на бумаге. А вот на целлулоид они перенеслись с помощью великого Уолта Диснея, он подсмотрел идею у Эмиля Рейно, рисовавшего свои первые мультфильмы на прозрачной ленте.
— Для того чтобы понять, как снимаются мультфильмы на конвейере, наша делегация когда-то ездила в его мультстудию, — рассказ режиссера-аниматора продолжился возле стендов золотой эпохи отечественной мультипликации.
«Крокодил Гена», «Бременские музыканты», «Ну, погоди!» — на этих уникальных анимационных сказках повзрослело не одно поколение счастливых советских детей. Вот образы бременских музыкантов, которые придумала режиссер и сценарист Инесса Ковалевская.
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.3-300x195.jpg)
и марионеток имени Е. С. Деммени в дополнение к кукольной появилась марионеточная версия «Чебурашки» режиссера-постановщика Владимира Лопухина
— Она умела шить и понимала в моде. Посмотрите, как ярко и современно выглядят музыканты до сих пор, — словно из некоего волшебного сундучка вытаскивал очередную историю Кирилл Владимирович, — или вот личный, Шварцмана, комплект кукол мультфильма «Крокодил Гена». А над ним висит оригинальный чертеж Чебурашки, перед тем как стать куклой. Реальный его рост достигал всего 9 сантиметров, чтобы им было легче управлять на «съемочной площадке».
— Главное отличие советских мультфильмов от заокеанских в том, что каждый из них отличал особый авторский почерк, — говоря это, Поликарпов обратился к последнему эскизу своего учителя Шварц мана. — Это история щенка по кличке Черныш. Но почему же он синего цвета? — попытался расшевелить наше воображение Поликарпов. — А вот Леонид Аронович объяснил доходчиво: «Потому что черный с синим отливом».
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.2-300x200.jpg)
Когда-то в штате Союзмульт фильма было 600 человек. Рассматриваем всего лишь одну фазу-кадр из «Ну, погоди!» и тут же получаем очередную информационную порцию для раз мышлений.
— В создании этой фазы последовательно принимали участие семь художников. Нужно было убедить строгую приемную комиссию, состоящую никак не меньше чем из 15 человек, что нарисованный персонаж настоящий или настоящий тот, с которого он срисован, — минуя очередной стенд, мы подошли к «Бууункеру». Увы, все крушащий пресс смутных 1990-х не обошел и страну вечного детства, в советскую анимацию агрессивно вторглись компьютер и коммерческий смысл. Многие традиции классической мультипликационной школы оказались «задвинутыми» на архивные полки. Как признает Кирилл Владимирович, сегодня мультипликация по-прежнему переживает не самые лучшие свои времена. Радуют же анимационного мэтра совсем юные таланты, с которыми ему выпадает знакомиться на своих экскурсиях, выездных мастер-классах и лекциях. В «Бууункере», небольшом кинозальчике, можно посмотреть некоторые работы аниматоров-детей.
РОСТКИ БОЛЬШОГО БУДУЩЕГО
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.6-300x200.jpg)
Обычно используется многоплановая камера, которая позволяет накладывать изображение в несколько слоев, создавая, таким образом, глубину показываемой сцены
На истории создания мультика «День рождения Даниэля» хочется остановиться отдельно. Его придумала московская второклассница по имени Лера. Как-то девочка потеряла любимого игрушечного медвежонка, а замену ему, копию, но увеличенную вдвое, долго и категорически не принимала, пока родители не привели ее в Музей анимации. — И тут она мне поведала необыкновенную историю исчезновения своего мишки, — сообщил загадочно Кирилл Владимирович. Вот эту экранизированную историю мы и посмотрели с удовольствием в кинотеатре — «Бууункере». По сценарию Леры ее маленький медвежонок просто вынужден был вырасти, чтобы спасти из далекой северной экспедиции родителей-полярников. На одном дыхании следили мы за опасными приключениями. И то, что мультик полностью был нарисован непрофессиональными художниками — самой девочкой, ее бабушкой и дедушкой, друзьями семьи, — ни в коем случае не помешало нашему эстетическому восприятию. Кстати, с выходом мультфильма Лера позабыла грусть и еще больше полюбила своего медвежонка.
— Интересно, когда герой живет, меняется на протяжении сюжета. Произведение работает, когда
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.8-300x200.jpg)
Гав». Первоначально котенок Гав предполагался рыжим и беспородным, однако впоследствии мультипликатор Леонид Шварцман решил сделать котенка
породистым, взяв за основу сиамскую породу
присутствует скрытый высокодуховный смысл, — с этими словами наш экскурсовод увлек нас в самую фантазийную комнату, в местную творческую лабораторию, о чем уже однозначно заяви ла табличка на ее двери: «Гараж The Walt Disney». Когда-то революционные открытия в своей первой мультстудии-гараже совершил Уолт Дисней. Сегодня в своем стилизованном гараже настоящие мультипликационные эксперименты ставит Кирилл Поликарпов. Весной этого года юных зрителей порадовала необычная премьера анимационно-документального фильма «Призрак». Фильм повествует об истории танка Победы — Т-34. Это такой жанровый эксперимент, в исполнении которого также приняла участие группа непрофессиональных аниматоров, но под руководством мэтра Кирилла Поликарпова.
— Юная художница, 6-летняя Марго Метревели, нарисовала историю про мальчика Стефана, потерявшего дедушкин подарок, игрушечный танк, — как признался режиссер мультипликатор, сегодня Марго стала очень популярной. Ведь даже злодеи в ее исполнении получились особенными, запоминающимися. Например, один курильщик безрукий… — Марго объяснила, что ручки у него отвалились из-за курения.
Как самый дорогой творческий талисман приколот к двери мульт лаборатории рисунок времен войны. В 1943 году танк Т-34, сошедший с конвейера Челябинского завода, срисовал Леонид Шварцман. Он работал в эвакуации на танковом заводе. Рисунок нашелся в архивах Шварцмана, когда монтаж фильма уже подходил к концу. Великий мастер точно одобрил эксперименты своего талантливого ученика.
КСТАТИ
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/11/polosa-8-9.7-300x200.jpg)
проектов Кирилла Поликарпова «Мечты
сбываются», на котором изображен один из его героев по кличке Решето
Началось производство полнометражного анимационного фильма «Мечты сбываются». Главный режиссер — Кирилл Поликарпов. Фильм рассчитан на российского и китайского зрителя. Героям-мальчишкам из России через открывшийся им неожиданно портал выпадает шанс оказаться в Поднебесной вместе с маленькой игрушечной обезьянкой, героем китайского эпоса Сунь Укунем. И все это потому, что мама одного из мальчиков — родом из Китая.
СПРАВКА
Анимация или мультипликация — это специальные технические приемы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений, сменяющих друг друга с большой частотой: от 12 кадров в секунду для рисованной мультипликации и до 30 кадров в секунду для компьютерной мультипликации.