Прогулки по лабиринтам детства

23 октября. Режиссер и сценарист Кирилл Поликарпов среди экспонатов Московского музея анимации. Фото: Анатолий Цымбалюк

В гости к известному режиссеру-аниматору, жителю Южного округа Кириллу Поликарпову корреспонденты «ЮГ» напрашивались уже давно. Встреча состоялась накануне празднования Международного дня анимации.

Приветствуя корреспондентов на своем главном рабочем месте, в стенах Московского музея анимации, Кирилл Владимирович процитировал своего учителя Леонида Шварц мана.

— Не стареет тот, кто не боится оставаться ребенком, — сказал Поликарпов и гостеприимно распахнул дверь в мир непроходящего детства. Музей был основан народным художником Российской Федерации, советским и российским режиссером-мультипликатором Леонидом Шварцманом. С 2006 года Поликарпов стал его креативным директором.

10 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД

«Кинотеатр «Олимп». Часть экспозиции Московского музея анимации, посвященной зарождению этого искусства. Это античная синематория, «построенная» сотрудниками
музея. Вмонтированный в нее зоотроп
«оживил» танцора сиртаки.

Первым делом главный экскурсовод Музея анимации продемонстрировал нам очень маленький, точно игрушечный, кинотеатр наподобие древнегреческого храма. Архитектурное оформление оказалось выбрано не случайно.

— Теперь не поленитесь взглянуть на экран античной синематории. — Поликарпов, точно волшебник, зажег освещение в игрушечном домике, и там понесся беззвучный сиртаки. Рядом с ним на почетном месте воцарилась древнегреческая амфора, роспись которой представляет последовательную череду танцевальных движений. Опытные сотрудники музея угадали в них попытку танец оживить. Не прошло и четырех тысячелетий, как узор задвигался.

«Кинотеатр «Олимп». Часть экспозиции Московского музея анимации, посвященной зарождению этого искусства. Это античная синематория, «построенная» сотрудниками музея. Вмонтированный в нее зоотроп «оживил» танцора сиртаки

— Посмотрите на эту оптическую игрушку, — предложил Кирилл Владимирович, — зоотроп («зоо» от слова «жизнь», «троп» означает движение), его изобрел английский математик Джордж Хорнер в 1833 году. Еще один такой же волшебный «преобразователь» под названием праксиноскоп в 1877 году разработал французский художник Эмилья Рейно.

— Это, по сути, предтеча спецэффектов в кинематографе, — добавил режиссер-аниматор. Узор с амфоры даже не пришлось дорисовывать, просто сделали его копию на прозрачной пленке, а потом с помощью праксиноскопа получили двигательный эффект. Но и это открытие оказалось еще не самым восхитительным. Как-то, разглядывая фотографии наскальных рисунков первобытных людей, художники-мультипликаторы пришли к похожим выводам. Изображения бегущих косуль и догоняющих их лучников опять напомнили своей динамикой раскадровку.

— Смотрим и видим позы — одну, вторую, третью… Лучников с антилопами нам удалось так же перевести на пленку, для демонстрации этих первобытных мультиков нами был сконструирован кубик времени, — улыбаясь, Кирилл Владимирович подтвердил наглядно их «оживление». — Вот мы и доказали, что мультипликации более 10 тысяч лет.

ЖИВЫЕ, ЯРКИЕ, СО СМЫСЛОМ

Интересно, что первые советские мультфильмы (20–30-х годов прошлого века), например, «Китай в огне» или «Каток», во многом напоминают эти доисторические живые картинки. Кстати, те мультики рождались на бумаге. А вот на целлулоид они перенеслись с помощью великого Уолта Диснея, он подсмотрел идею у Эмиля Рейно, рисовавшего свои первые мультфильмы на прозрачной ленте.

— Для того чтобы понять, как снимаются мультфильмы на конвейере, наша делегация когда-то ездила в его мультстудию, — рассказ режиссера-аниматора продолжился возле стендов золотой эпохи отечественной мультипликации.

«Крокодил Гена», «Бременские музыканты», «Ну, погоди!» — на этих уникальных анимационных сказках повзрослело не одно поколение счастливых советских детей. Вот образы бременских музыкантов, которые придумала режиссер и сценарист Инесса Ковалевская.

Афиша «Чебурашки». Эту афишу можно было увидеть начиная с 1985 года, когда на сцене Ленинградского театра кукол
и марионеток имени Е. С. Деммени в дополнение к кукольной появилась марионеточная версия «Чебурашки» режиссера-постановщика Владимира Лопухина

— Она умела шить и понимала в моде. Посмотрите, как ярко и современно выглядят музыканты до сих пор, — словно из некоего волшебного сундучка вытаскивал очередную историю Кирилл Владимирович, — или вот личный, Шварцмана, комплект кукол мультфильма «Крокодил Гена». А над ним висит оригинальный чертеж Чебурашки, перед тем как стать куклой. Реальный его рост достигал всего 9 сантиметров, чтобы им было легче управлять на «съемочной площадке».

— Главное отличие советских мультфильмов от заокеанских в том, что каждый из них отличал особый авторский почерк, — говоря это, Поликарпов обратился к последнему эскизу своего учителя Шварц мана. — Это история щенка по кличке Черныш. Но почему же он синего цвета? — попытался расшевелить наше воображение Поликарпов. — А вот Леонид Аронович объяснил доходчиво: «Потому что черный с синим отливом».

Инсталляция «Месть кинооператора». Инсталляция «Месть кинематографического оператора» основана на кукольном черно-белом немом мультфильме Владислава Старевича, выпущенном Торговым домом А. Ханжонкова в 1912 году. Это пародийная лента с куклами-насекомыми в качестве актеров

Когда-то в штате Союзмульт фильма было 600 человек. Рассматриваем всего лишь одну фазу-кадр из «Ну, погоди!» и тут же получаем очередную информационную порцию для раз мышлений.

— В создании этой фазы последовательно принимали участие семь художников. Нужно было убедить строгую приемную комиссию, состоящую никак не меньше чем из 15 человек, что нарисованный персонаж настоящий или настоящий тот, с которого он срисован, — минуя очередной стенд, мы подошли к «Бууункеру». Увы, все крушащий пресс смутных 1990-х не обошел и страну вечного детства, в советскую анимацию агрессивно вторглись компьютер и коммерческий смысл. Многие традиции классической мультипликационной школы оказались «задвинутыми» на архивные полки. Как признает Кирилл Владимирович, сегодня мультипликация по-прежнему переживает не самые лучшие свои времена. Радуют же анимационного мэтра совсем юные таланты, с которыми ему выпадает знакомиться на своих экскурсиях, выездных мастер-классах и лекциях. В «Бууункере», небольшом кинозальчике, можно посмотреть некоторые работы аниматоров-детей.

РОСТКИ БОЛЬШОГО БУДУЩЕГО

Мультипликационная камера.
Обычно используется многоплановая камера, которая позволяет накладывать изображение в несколько слоев, создавая, таким образом, глубину показываемой сцены

На истории создания мультика «День рождения Даниэля» хочется остановиться отдельно. Его придумала московская второклассница по имени Лера. Как-то девочка потеряла любимого игрушечного медвежонка, а замену ему, копию, но увеличенную вдвое, долго и категорически не принимала, пока родители не привели ее в Музей анимации. — И тут она мне поведала необыкновенную историю исчезновения своего мишки, — сообщил загадочно Кирилл Владимирович. Вот эту экранизированную историю мы и посмотрели с удовольствием в кинотеатре — «Бууункере». По сценарию Леры ее маленький медвежонок просто вынужден был вырасти, чтобы спасти из далекой северной экспедиции родителей-полярников. На одном дыхании следили мы за опасными приключениями. И то, что мультик полностью был нарисован непрофессиональными художниками — самой девочкой, ее бабушкой и дедушкой, друзьями семьи, — ни в коем случае не помешало нашему эстетическому восприятию. Кстати, с выходом мультфильма Лера позабыла грусть и еще больше полюбила своего медвежонка.

— Интересно, когда герой живет, меняется на протяжении сюжета. Произведение работает, когда

Эскиз мультфильма «Котенок по имени
Гав». Первоначально котенок Гав предполагался рыжим и беспородным, однако впоследствии мультипликатор Леонид Шварцман решил сделать котенка
породистым, взяв за основу сиамскую породу

присутствует скрытый высокодуховный смысл, — с этими словами наш экскурсовод увлек нас в самую фантазийную комнату, в местную творческую лабораторию, о чем уже однозначно заяви ла табличка на ее двери: «Гараж The Walt Disney». Когда-то революционные открытия в своей первой мультстудии-гараже совершил Уолт Дисней. Сегодня в своем стилизованном гараже настоящие мультипликационные эксперименты ставит Кирилл Поликарпов. Весной этого года юных зрителей порадовала необычная премьера анимационно-документального фильма «Призрак». Фильм повествует об истории танка Победы — Т-34. Это такой жанровый эксперимент, в исполнении которого также приняла участие группа непрофессиональных аниматоров, но под руководством мэтра Кирилла Поликарпова.

— Юная художница, 6-летняя Марго Метревели, нарисовала историю про мальчика Стефана, потерявшего дедушкин подарок, игрушечный танк, — как признался режиссер мультипликатор, сегодня Марго стала очень популярной. Ведь даже злодеи в ее исполнении получились особенными, запоминающимися. Например, один курильщик безрукий… — Марго объяснила, что ручки у него отвалились из-за курения.

Как самый дорогой творческий талисман приколот к двери мульт лаборатории рисунок времен войны. В 1943 году танк Т-34, сошедший с конвейера Челябинского завода, срисовал Леонид Шварцман. Он работал в эвакуации на танковом заводе. Рисунок нашелся в архивах Шварцмана, когда монтаж фильма уже подходил к концу. Великий мастер точно одобрил эксперименты своего талантливого ученика.

КСТАТИ

«Мечты сбываются». Эскиз одного из новых
проектов Кирилла Поликарпова «Мечты
сбываются», на котором изображен один из его героев по кличке Решето

Началось производство полнометражного анимационного фильма «Мечты сбываются». Главный режиссер — Кирилл Поликарпов. Фильм рассчитан на российского и китайского зрителя. Героям-мальчишкам из России через открывшийся им неожиданно портал выпадает шанс оказаться в Поднебесной вместе с маленькой игрушечной обезьянкой, героем китайского эпоса Сунь Укунем. И все это потому, что мама одного из мальчиков — родом из Китая.

 

СПРАВКА

Анимация или мультипликация — это специальные технические приемы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений, сменяющих друг друга с большой частотой: от 12 кадров в секунду для рисованной мультипликации и до 30 кадров в секунду для компьютерной мультипликации.

Новости партнеров