Актер театра и кино Андрей Харенко: Я поражен мужеством наших бойцов
Актер театра «Школа драматического искусства» Андрей Харенко стал участником Федеральной агитбригады по программе Главного политического управления Министерства обороны Российской Федерации «Мы вместе» и выступал перед участниками спецоперации в Донецкой и Луганской народных республиках.
Андрей, как вы попали в агитбригаду, выступавшую в зоне специальной военной операции?
Еще летом, в июле, после окончания театрального сезона мне позвонила директор нашего театра «Школа драматического искусства» Ольга Эдуардовна Соколова и сказала, что поступило предложение от Министерства культуры России, чтобы несколько ведущих актеров нашего театра, в том числе и я, подключились к работе агитбригад. У меня было желание, тем более я понимал, что как артист могу поддержать моральный дух наших солдат, поэтому и согласился. Один из наших актеров поехал выступать в августе, но в то время у меня не складывалось по личным обстоятельствам, поэтому я выехал с агитбригадой только в октябре.
Какие у вас были первые впечатления?
Я волновался сильно, ведь такая поездка была для меня впервые. И когда приехал на военный аэродром Чкаловский, то сразу же увидел другую реальность, словно параллельный мир: там сама атмосфера была другой. Мы полетели, приземлились в Ростове-на-Дону, потом еще несколько часов ехали на машине. Уже в новых российских регионах обратил внимание на приметы военного времени: много военной техники, солдат. Думал, что и эти люди живут в боевых условиях, а не как мы — в комфортных. Первый мой концерт состоялся в Донецкой Народной Республике, выступали в 50 километрах от фронта.
Было что-то такое, что особенно запомнилось?
Когда приехали на место, то практически сразу стали выступать. Солдаты были искренне рады, что к ним на позиции приехали артисты с концертом. Я прочитал собравшимся бойцам главу из «Василия Теркина», так как я играл в одноименном спектакле, потом пела Ольга Панюшкина, которая приехала в прифронтовую зону уже в тринадцатый раз. Мы с ней чередовались выступлениями: она поет песню, потом я читаю главу из «Василия Теркина». На первом концерте присутствовало около 30 человек. Во время выступления видел, что кто-то из солдат шепчет, договаривает строки. Другой — слушает и кивает. Ребята потом мне сказали, что к ним полгода никто не приезжал, и им очень хотелось этого концерта. Когда пришло время нам ехать дальше, то бойцы просили, чтобы мы еще к ним приезжали.
Как обстановка на фронте? Боевые действия идут уже второй год, непросто столько времени сохранять присутствие духа.
Бросилось в глаза, что у ребят высоченный боевой дух, отчаяния нет в помине. Ребята делают свою работу слаженно, порой с иронией, они шутят, любят поговорить, очень контактные. И когда уезжали, я понял, что ребята остаются в полевых условиях и будут защищать свое родное Отечество, что бы ни случилось.
На второй день опять давали концерт, было еще больше народа, около 200 человек. Подходили, выражали благодарность, пожимали руку. Начиналось с лекции Дарьи Сорокиной. Потом перед солдатами выступала Ольга Панюшкина, пела песню.
На третий день выступали для ремонтных бригад. Я подписывал книжки «Василий Теркин», которые прихватил с собой из Москвы. В первый день у одного бойца был день рождения — подарил ему, на второй день был День связиста, и я подарил книжку связисту, на третий — солдату-ремонтнику, у которого в этот день был день рождения, как и у его сына. Очень понравилась атмосфера на концерте — особая, искренняя. Запомнились глаза военнослужащих, интеллигентные лица: думаешь, что профессор, а он на фронте… Разговаривал с одним мужчиной, которого мобилизовали в прошлом году, после шести месяцев он был в отпуске две недели дома. Рассказывал, что, конечно, хотелось побыть дольше, но делать нечего. И он не выглядел подавленным и честно выполнял свою работу.
Как вы думаете, насколько сегодня актуальна поэма «Василий Теркин»?
Так получилось, что процентов 90 всех мужчин на фронте в возрасте от 35 до 45 лет. И единицы — молодежь. Я разговаривал с одним воином лет 40, который отметил, что «Василий Теркин» прямо попадает в точку. Я ему задал тот же вопрос, что и вы: насколько актуален Теркин? И он ответил, что он родился еще в советскую эпоху, поэтому Теркин ему «заходит». Но предположил, что для молодежи, наверное, будет к месту современная патриотическая поэзия. И я обещал подготовить поэтическую программу и приехать еще. Чем хорош Василий Теркин — у Александра Твардовского поэма не про войну, а про человека, который живет в войне и пытается жить дальше. Многие пускали слезу и понимали, что написаны эти строки как будто про них…
Вы играете Василия Теркина в одноименном спектакле в вашем театре. Как он рождался?
Спектакль родился быстро, получилась яркая, жизнеутверждающая постановка. Мы очень хотели избежать плакатности. Хотели рассказать историю о всех нас. Наш герой — аккумулятор, батарея и своим примером дает надежду и утверждает, что все в жизни зависит от нас.
Кстати, с этим спектаклем в рамках федеральной программы «Большие гастроли» 16 ноября будем выступать в Луганском академическом русском драматическом театре имени П. Луспекаева: в один день покажем два спектакля. А сейчас этот спектакль участвует в Международном театральном форуме «Золотой Витязь — 23».
ДОСЬЕ
Андрей Харенко родился 3 февраля 1985 года. Работал в Краснодарском драматическом театре драмы, Тульском драматическом театре, в Московском Академическом театре имени Вахтангова, с 2017 года служит в театре «Школа драматического искусства», где задействован во многих главных ролях. Снялся в 69 фильмах.