Догнать шестилапого лося

26 января. Художник Юрий Лисовский на фоне картины «Священное дерево», представленной на выставке «Жернова времени». Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

В Большом дворце музея заповедника «Царицыно» в рамках проекта «В поисках народного искусства» открылась выставка «Жернова времени», посвященная народному творчеству Республики Коми. Корреспондент «ЮГ» насладилась мастерством художников.

Свистулька. Работа, выполненная из глины художником и косторезом, заслуженным работников культуры Республики Коми Валерием Тороповым. Фото: Анатолий Цымбалюк

В экспозицию вошли работы современных мастеров региона: глиняные свистульки Валерия Торопова, музыкальные инструменты Дианы Бачевич и Алексея Гаврилова, декоративные композиции Ольги Томиловой и многое другое.

— Здесь работы более 20 современных мастеров из Республики Коми. Экспозиция разделена на два зала, — говорит искусствовед, куратор проекта «В поисках народного искусства» Юлия Иванова. — Первый называется «Капсула времени», потому что здесь происходит переход от других выставок, на которых представлены предметы советского времени.

Во втором зале можно ближе познакомиться с творчеством мастеров из Коми. Но, несмотря на разнообразие авторов, центром выставки «Жернова времени» стали картины Юрия Лисовского. Из-за большого количества деталей они напоминают кружева. В этом ансамбле завитков заложены символы финно-угорской мифологии и философия северных народов.

— Мне хотелось понять дохристианское отношение этих людей к природе, — рассказывает художник Юрий Лисовский. — Поэтому я объездил всю Удмуртию, был в Саранске, Эстонии, Финляндии и Венгрии.

Сон медведя с пробуждением. Картина Юрия Лисовского на выставке «Жернова времени», нарисованная им в 2023 году. Фото: Анатолий Цымбалюк

Но и на этом Юрий не остановился. Дальше он начал общаться с этнографами, археологами и экспертами из других сфер. Он признается, что поначалу, создавая свои работы, пытался представить себя древним мастером.

— Но это было неправильно, потому что невозможно воспроизвести ход мыслей людей, которые жили тысячи лет назад, — объясняет Лисовский. — В итоге я пришел к идее создания своего художественного мира, используя знаки и стилизованные формы.

Баба Нюра и Маня. Композиция, созданная в 2018 году членом Союза мастеров Республики Коми, мастером по кукле и росписи по дереву Ольгой Томиловой. Фото: Анатолий Цымбалюк

Интересно, что картины Лисовский рисует маркерами. Зачастую его работы черно-белые. Но двухцветность не делает картины художника скучными. Яркости придают сюжеты. Например, картина «Очень быстрый лось, короткое лето» посвящена мифу о шестиногом лосе, который был настолько быстрым, что ни один охотник не мог за ним угнаться.

— Шестиногий лось — символ убегающего лета. На севере оно короткое, и люди хотят хоть немного его продлить, — говорит Лисовский. — Иногда лето бывает теплым, и люди встречают обычных лосей.

В работах Юрия часто встречаются животные и растения.

— В финно-угорской мифологии у дерева есть не только корни, которыми оно держится за землю, но и те, что тянутся к небу — крона, — объясняет Юрий. — Здесь люди считают живым все, что их окружает: здороваются с домами, лесом. В Коми есть «аспу» — «свое дерево». Я свое нашел, но говорить где оно, не буду, это личное.

На выставке гости знакомятся с творчеством мастеров Коми и соприкасаются с древними мифами.

Новости партнеров