Знай, солдат, ты не один

Житель столицы Игорь Адырхаев (в кепке) с боевыми товарищами в зоне проведения специальной военной операции. Фото из личного архива
Житель столицы Игорь Адырхаев (в кепке) с боевыми товарищами в зоне проведения специальной военной операции. Фото из личного архива

Участники специальной военной операции (СВО) продолжают отбивать украинских националистов на разных направлениях в зоне проведения боевых действий — давать отпор противникам, посягнувшим на территориальную целостность нашей Родины. Ко Дню защитника Отечества, который в нашей стране ежегодно отмечают 23 февраля, корреспондент «ЮГ» связался с бойцами, которые рассказали ему о боевом пути.

Житель столицы из Южного округа Игорь Адырхаев с позывным «Горец» в начале апреля 2022 года отправился добровольцем на спецоперацию, где действовал в составе батальона «Орел». — Ранее работал в Московском уголовном розыске, поэтому меня определили в разведывательную роту, — говорит участник СВО. — За время профессиональной деятельности я приобрел навыки, которые особенно нужны на передовой.

ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА

Игорь Адырхаев — отец шестерых детей. Изначально он не рассказывал родственникам про отправку на фронт. Но как только они узнали об этом, на их глаза навернулись слезы.

— Тяжело отреагировала старшая дочь, но вскоре поняла, насколько это для меня важно, и смирилась, — вспоминает он.

— Мама, которой тогда было 84 года, отнеслась с пониманием. Она ребенок войны, поэтому знала, почему я принял это решение.

Во время выполнения боевых задач военнослужащие взвода проживали в большом частном доме, который принадлежал генералу Министерства внутренних дел Украины. Когда-то этот офицер курировал весь Балаклейский район, занимаясь продажей леса и наркотиков, говорит Игорь.

— Там даже осталась его форма, — вспоминает он.

— Видимо, они так быстро оттуда убегали, что не успели забрать вещи.

В доме украинского генерала российские солдаты жили около месяца, пока украинские националисты не нанесли удар.

— Изначально ему не хотелось бить по своему дому. Но когда понял, что его вернуть не удастся, решился на такой шаг, — отметил он.

Радикалы намеревались подорвать дом вместе со взводом. Но у них это не вышло, ведь русские солдаты тогда были на задании. Кстати, в Балаклее находились родственники украинского генерала, о чем наши солдаты узнали при проверке домов местных жителей.

— Они жили в соседнем доме, — вспоминает он. — Мы старались их контролировать, так как они могли собирать и передавать СБУ информацию о наших военнослужащих.

Чаще всего украинские неонацисты вербуют детей и подростков, которых используют в качестве своих информаторов.

— По наводке ребенка вэсэушники уничтожили один из наших блокпостов. Таких людей мы выявляем и сдаем в военную комендатуру, — рассказывает он.

— Но большинство местных жителей относились к нам хорошо. У них было мало еды, поэтому мы снабжали их продуктами. В благодарность они испекли нам сотню булочек, хотя с мукой были проблемы.

Операция на территории села Червоная Гусаровка Балаклейского района оказалась одной из самых опасных, признается Игорь.

— Командование дало задание — найти вертолет, который «кошмарил», то есть обстреливал, нашу часть, — рассказывает доброволец корреспонденту «ЮГ».

— В один из дней около шести часов утра начался обстрел, а через час — большая танковая атака. Со стороны ВСУ было около 18 бронированных боевых машин.

Позиции российских солдат находились напротив штаба, который они обороняли.

— Один из танков, который хотел прорваться, нам удалось подбить. Другой успел зайти с левого фланга, — вспоминает «Горец».

— Я продолжил прикрывать штаб и скрылся за куст. Один из вэсэушников направил удар на меня, но пулеметный огонь скосил куст надо мной, — вспоминает Адырхаев.

Бой длился около 12 часов. Определить вертолет, который «кошмарил» солдат, не удалось, зато русские военные ликвидировали много украинских неонацистов.

— Я получил ранение: осколок снаряда попал в ногу, — говорит он. — Но про осколок узнал только спустя два дня, потому что был занят боевой задачей.

Вскоре мне оказали медпомощь, серьезных последствий от ранения не было. Сейчас Игорь Адырхаев действует на артемовском направлении.

ВОЙНА СМЫСЛОВ

В зоне СВО московский писатель Алексей Шорохов впервые оказался в марте 2022 года. Там в качестве военкора и волонтера провел с перерывами чуть больше двух месяцев. А уже с 2023 года отправился туда добровольцем в действующее подразделение Вооруженных сил Российской Федерации.

— Друзья восприняли мое решение спокойно — как естественное продолжение того, что я делал всегда. С родными, прямо скажем, сложнее, — признается Алексей Шорохов корреспонденту «ЮГ». Боец находился в составе добровольческого отряда специального назначения, в должности заместителя командира отряда по политической работе.

— Самые жаркие бои шли под Харьковом весной 2022 года, еще горячими точками были участки фронта под Горловкой: Зайцево, Новобахмутовка, Майорск, шахта им. Изотова, — рассказывает столичный писатель.

— Плюс, конечно же, пригороды Донецка — Спартак, Веселое… В зоне СВО добровольцы выполняют разные задачи — от зачистки и штурмовых операций до действий в составе диверсионно-разведывательных групп в оперативном тылу и на коммуникациях нацистов, отмечает Алексей Шорохов.

— Среди добровольцев много опытных, с уникальными военными специальностями и серьезным боевым опытом, поэтому они воюют преимущественно головой, а не ногами. Впрочем, 40–50-летние мужчины, если они жили нормальной жизнью, то есть не пьянствовали и не отращивали пивные животы, находятся в хорошей физической форме, — сообщает участник спецоперации.

— Мы отрабатывали и выходы в горы в полной боевой нагрузке, и другие элементы физподготовки — задохнувшихся и плачущих я не видел.

Алексей Шорохов считает, что серьезную роль в поддержке бойцов должен играть недавно возрожденный ГлавПУР.

— У нашего врага уже давно в структуре Пентагона действуют ЦИПСО (центры информационно-психологических операций), сейчас создается управление по когнитивной войне. Понимаете, когнитивной! То есть война на уровне смыслов, цивилизационная война! Она включает анализ текущей ситуации, медиаконтента, работу в соцсетях, создание мемов, отслеживание трендов, запуск дезинформации и фейков. И все это централизовано — с использованием всего имеющегося у них на данный момент философского, психологического, культурологического аппарата, — рассказывает боец.

— Идущая война против нас — это не просто война против отличной от Запада цивилизации, а именно война против православной, христианской цивилизации, возможно — последней.

КСТАТИ

Бойцы Вооруженных сил России продолжают давать стремительный отпор врагу на передовой. В последнее время активнее всего наши военнослужащие продвигаются на авдеевском направлении. По последним данным, солдаты продвинулись в районе населенного пункта Ласточкино. Российские войска активно применяют для атаки укрепрайонов Вооруженных сил Украины артиллерию и авиацию.

СПРАВКА

Добровольческие формирования содействуют выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы России. По закону добровольцы, участвующие в специальной военной операции, получают статус ветерана боевых действий. Они, а также члены их семей могут пользоваться всеми установленными законом льготами и мерами социальной поддержки.

Новости партнеров